Это видится не просто смелым, но и необходимым, новым этапом обсуждения в российском обществе исторической, политической роли Феликса Дзержинского в становлении и развитии правоохранительной системы, формировании организационно-правовых основ управления народным хозяйством СССР. С подобным обращением выступили также председатель президиума «Офицеров России», Герой России генерал-майор Сергей Липовой, руководитель Центрального исполкома генерал-лейтенант Александр Михайлов, председатель Совета мужества и отваги, Герой Советского Союза Владимир Горовой.
Это обращение в высший надзорный орган за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов не просто правомерно, но и необходимо. В нем выражены многолетние ожидания свыше половины российских граждан на возвращение на прежнее место в центре Москвы памятника выдающемуся деятелю советской эпохи Феликсу Дзержинскому.
Удар по сознанию
Автору этого произведения – известному скульптору Евгению Вучетичу удалось за многие годы работы убедительно и точно создать бюсты выдающихся российских полководцев – Александра Суворова, Михаила Кутузова, Петра Багратиона, знаменитого партизана Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова.
«Советский Микеланджело» драматически и жизнеутверждающе раскрыл тему подвига советского народа в борьбе с фашизмом, в полной мере используя художественные средства, чтобы передать героический образ защитников Родины в виде скульптурных портретов героев, а также памятников-монументов генералу армии Николаю Ватутину в Киеве, генерал-майору Леонтию Гуртьеву в Орле, гвардии рядовому Александру Матросову в Великих Луках.
“ Возвращение попранного в 90-е годы памятника выдающемуся советскому государственному деятелю на московскую площадь станет актом восстановления исторической справедливости ”
Однако признание не только советской, но и зарубежной общественности принесли Евгению Вучетичу монументальные композиции в берлинском Трептов-парке, перед зданием ООН в Нью-Йорке и на Мамаевом кургане. Это Воин-освободитель, защитивший ребенка и мечом разрубающий фашистскую свастику, аллегорическая статуя «Перекуем мечи на орала», скульптурная композиция «Родина-мать зовет!» в Волгограде как аллегорический образ Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом.
Как продолжение военной тематики можно рассматривать создание Вучетичем памятника Железному Феликсу, сдержанного по художественным средствам, игнорирующим детали, но подчеркивающим концентрацию мысли, масштаб личности этого государственного деятеля, его роль в укреплении и защите Советского государства от внешних и внутренних врагов.
Не одно поколение сотрудников советских правоохранительных органов и спецслужб начинало свою служебную деятельность с возложения венков к подножию памятника легендарному чекисту номер один советской эпохи, который демонтировали, несмотря на то, что он был включен в каталог выдающихся произведений мирового фундаментального искусства и находился под охраной государства.
Долгие годы господствовали либерально-догматический подход и революционные оценки событий августа 1991-го – как проявление демократии, волеизъявления народа, разновидности гражданской активности, будто бы выражающей тем самым свою жизненную позицию.
Однако спустя 30 лет, когда улеглись эмоции, необходимы оценки с точки зрения исторической справедливости, законности, недопустимости давления толпы на власть и политического шантажа. С учетом этого демонтаж памятника на Лубянской площади представляет собой акт вандализма и беззакония, оскорбление и унижение многих тысяч сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, особенно офицеров и членов их семей, для которых Феликс Эдмундович Дзержинский был образцом чести и долга, удар по историческому сознанию москвичей и всех граждан нашей страны.
Сегодня окончательно ясно, что снос этого памятника был звеном в большой цепи политических событий. С одной стороны, логически завершались антиармейская и антисиловая кампании конца 80-х годов. С другой – обозначалась новая фаза криминальной революции (после деморализации сотрудников силовых структур, узаконивания внесудебных решений и суда толпы над крупными государственными деятелями советского периода).
Все это делалось для разрушения СССР, максимальной десоветизации общества, дискредитации правоохранительных органов и спецслужб, легитимизации криминального бизнеса и политической оппозиции.
Свержение памятника Феликсу Дзержинскому стало сигналом для криминалитета и криминальной революции в постсоветский период, о чем озабоченно писал и ярко отражал в своих фильмах Станислав Говорухин – кинорежиссер, депутат, гражданин.
После развернулся широкий фронт наступления криминала: приватизация лакомых кусков государственной собственности, выдвижение во власть самых одиозных представителей мафиозных группировок, провоцирование уличной преступности. В итоге ее масштаб в стране в 90-е годы просто зашкаливал.
Демонтаж памятника Вучетича на Лубянской площади привел к разрушению неповторимого исторического и архитектурного облика столицы. Не только Лубянская площадь осиротела, как бы вдалась в землю, но и потускнела Москва. Архитектурный ансамбль центра столицы с прилегающими к площади улицами утратил архитектурную цельность и историко-художественный колорит.
Нужна правовая оценка
Когда заходит речь об августе 1991 года, старшему поколению сотрудников силовых структур приходится опускать глаза и отводить взгляд на вопрос молодежи своим дедам, отцам, а порой и старшим товарищам: «Как вы могли допустить акт вандализма и беззакония на Лубянской площади?».
Глумление над памятником Дзержинскому в 1991 году стало возможным из-за отсутствия необходимых приказов по защите историко-архитектурных ценностей напротив штаб-квартиры Комитета государственной безопасности СССР. Вместе с тем советские офицеры не просто могли, но должны были бы руководствоваться присягой и оперативно действовать, нейтрализуя всего лишь несколько сот политических провокаторов и хулиганов, защищая при этом национальную безопасность, законность и правопорядок.
До Появления памятника Дзержинскому в центре Лубянской площади находился водоразборный фонтан
Сегодня, спустя 30 лет после тех событий продолжается процесс смены поколений политиков, госдеятелей и возникают вопросы, например такой: удастся ли сегодня эффективно защищать законность и правопорядок, если не даны правовые и политические оценки вандализму и беззаконию на Лубянской площади в августе 1991 года? Вопрос риторический, однако важно понимать еще одно.
Проведенные социологические исследования однозначно свидетельствуют о высокой степени известности и даже популярности Дзержинского среди наших сограждан, что способно даже удивлять, поскольку резко уменьшился в сравнении с советским периодом времени поток публикаций об этом государственном деятеле, подвергнутом информационным атакам в 90-е годы.
Тем не менее 80 процентов наших сограждан, опрошенных ВЦИОМом еще в 2013 году, сообщили социологам, что личность Дзержинского им известна, причем половина респондентов заявили, что хорошо знают, чем знаменит Феликс Эдмундович, положительно оценивая его деятельность и выступая за восстановление памятника.
Главным аргументом оказалась необходимость помнить нашу историю (для 46 процентов), а также роль Дзержинского как выдающейся личности (для 23 процентов), необходимость хранить память о выдающемся человеке (13 процентов), памятники недопустимо сносить (10 процентов).
Помимо того, признавалась важность восстановления исторической справедливости по отношению к видному деятелю советской власти, вклад которого в создание Советского Союза и его экономику неоценим (22 процента). Обращалось внимание на культурные и художественные достоинства памятника, выполненного знаменитым советским скульптором. Подчеркивался факт, что памятник хорошо вписывался в ансамбль Лубянской площади, а без него она смотрится сиротливо.
За разнообразной лексикой респондентов и разными смысловыми акцентами просматривается общее позитивное отношение к Дзержинскому, что было подтверждено также в 2015 году, когда еще одна российская социологическая компания, не испытывавшая явных симпатий к советскому периоду нашей истории, опубликовала результаты исследования по данной теме.
Было выявлено нескрываемое позитивное отношение сограждан к выдающемуся деятелю советского периода времени, что видится логичным и объяснимым как следствие и итог влияния многих событий последних лет, включая возрастание рейтинга российских правоохранительных органов и спецслужб в последние два десятилетия.
В частности, 41 процент респондентов в нашей стране воспринимают деятельность Федеральной службы безопасности как защиту интересов государства и государственных тайн. То есть с 22 процентов – почти вдвое за последние 20 лет увеличился показатель доверия, что отражает заметное возрастание эффективности деятельности ФСБ и солидное увеличение ее поддержки в разных социальных слоях.
Таким образом, абсолютное большинство опрошенных граждан России – сторонники возвращения знаменитого памятника Дзержинскому на Лубянскую площадь, о чем, опираясь на результаты репрезентативных социологических исследований по общефедеральной выборке, можно уверенно говорить.
Остановить криминал
Как показывают исследования социологов, современное российское общество даже спустя 30 лет после факта вандализма на Лубянке испытывает озабоченность и боль в связи с произошедшим беззаконием в августе 1991-го.
Несмотря на прошедшие годы, эти события сохраняются в памяти не одного поколения, как и образ создателя и председателя ВЧК – ОГПУ, наркома внутренних дел молодого Советского государства в качестве образца чести для многих поколений сотрудников правоохранительных органов и спецслужб, а также как кумира патриотически ориентированной молодежи. Значит, политические и правовые оценки событий августа 1991 года крайне необходимы, соответствуют широким общественным ожиданиям. Поэтому отношение к Дзержинскому в современном российском обществе в обязательном порядке должно учитываться руководителями Генеральной прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации при решении сложного и затянувшегося вопроса.
Молчаливый и строгий Феликс Дзержинский в длиннополой шинели, закованный в бронзу, ждет возможности вернуться на Лубянскую площадь Москвы, чтобы остановить политический и экономический криминал. Вопрос в другом: удачно ли выбрано время для обращения «Офицеров России» в Генеральную прокуратуру РФ?
Вопрос сложный и неоднозначный, поскольку социально-экономическая обстановка в стране в условиях пандемии и инфодемии непростая, что используется российскими либералами для решения подковерных задач и стимулирования протестной повестки дня. Провоцирование молодежи на протестные выступления, либеральные вбросы по внесению на официальный государственный уровень празднования юбилейных дат советских диссидентов и лидеров антисоветской оппозиции, попытки политизировать сферу науки и научной деятельности, расшатывание общественно-политической ситуации в стране. Ведется активная подготовка для возможной дискредитации президентского курса Владимира Путина, отрыву от него идейных сторонников и единомышленников в разных социальных группах, что может серьезно обрушить президентский рейтинг в 2021 году, сформировать новые очаги общественно-политической напряженности. Этого нельзя допустить.
Соответственно требуются принципиальность и активность ветеранских организаций Минобороны РФ, МВД РФ, ФСБ, Росгвардии и других силовых структур. Важнейшим фактором их консолидации выступает деятельность многомиллионной общественной организации «Офицеры России», поддерживаемой в абсолютном большинстве российских регионов.
Обращение в декабре 2020 года «Офицеров России» в Генпрокуратуру РФ и возможное возвращение памятника Дзержинскому на Лубянскую площадь способны, с одной стороны, привести к консолидации государственников и патриотов, с другой – остановить наступление российских радикалов и либералов-ортодоксов.