В древности инопланетяне передали передовые астрономические знания племени Догонов?

Скептики и сторонники теории о древних пришельцах десятилетиями противостояли друг другу по вопросу о якобы передовых астрономических знаниях племени догонов.

Вот взгляд на некоторые аргументы с обеих сторон относительно этого племени из Мали, Африка, и его предполагаемых знаний о движении звезды, не видимой на Земле без современных телескопов.

Что было известно догонам

Сириус — самая яркая звезда на небе, которая занимала видное место во многих древних культурах. У Сириуса, который находится на расстоянии около 8,7 световых лет от Земли, есть звезда-компаньон — белый карлик Сириус В. Сириус В нельзя увидеть невооруженным глазом, и астрономы впервые догадались о его существовании в 1830-х годах. Позднее, в 19 веке, они разработали теоретическую модель орбиты вокруг Сириуса (который сейчас называется Сириус А).

Астрономы знали, что Сириус B должен быть сделан из сверхплотной материи, но конкретные детали были недоступны их пониманию, пока квантовая физика не помогла объяснить это в 1926 году. В 1894 году нарушения в движении Сириуса B заставили астрономов предположить, что третья звезда, Сириус C, может существовать и оказывать влияние на орбиту Сириуса B. Вопрос о том, существует ли Сириус С или нет, до сих пор остается спорным.

Сириус А и Сириус В в поле зрения космического телескопа "Хаббл". Белый карлик виден слева внизу. (NASA, ESA )

<figcaption data-captions="["Сириус А и Сириус В в поле зрения космического телескопа \"Хаббл\". Белый карлик виден слева внизу. (NASA, ESA )"]» readability=»4″>

Сириус А и Сириус В в поле зрения космического телескопа «Хаббл». Белый карлик виден слева внизу. (NASA, ESA )

Считается, что догоны знали все это за много веков до того, как об этом начали размышлять западные астрономы. Для них Сириус — это трехзвездная система. Они якобы точно описывают Сириус B: говорят, что это невидимая с Земли звезда-компаньон Сириуса, что у нее 50-летний орбитальный период, что она движется вокруг Сириуса A по эллиптической траектории и состоит из тяжелого вещества, которое не встречается на Земле.

<figcaption data-captions="["Догонская диаграмма, изображающая эллиптическую орбиту Сириуса B вокруг Сириуса A."]» readability=»4″>

Считается, что догоны также понимали, что Земля и другие планеты вращаются вокруг своей оси, что они обращаются вокруг Солнца, что у Юпитера есть четыре луны, а у Сатурна — кольцо вокруг него.

В статье обсерватории НАСА «Чандра» говорится следующее: «Карл Саган в своей книге «Мозг Брока» отметил, что вывод о планетарных орбитах, хотя и является редким озарением, но может быть достигнут без высоких технологий, как это продемонстрировали некоторые греки и Коперник». Что касается лун Юпитера и кольца Сатурна, то при наличии исключительного зрения и идеально чистого неба их можно увидеть и без телескопа».

Могли ли догоны каким-то образом сами увидеть Сириус Б?

Но скептики и сторонники древних пришельцев в целом сходятся во мнении, что догоны не могли сами наблюдать Сириус B или его орбиту вокруг Сириуса A.

По словам Лиама МакДэйда, профессора астрономии в Городском колледже Сакраменто и старшего научного сотрудника некоммерческой организации «Общество скептиков», Сириус Б мог быть виден догонам (и всем другим культурам) только в том случае, если несколько тысяч лет назад он был красным гигантом. Если бы это было так, то любой мог бы легко наблюдать и Сириус А, и Сириус Б в действии. Некоторые утверждают, что древние действительно описывали Сириус как красный гигант.

Но, как объяснил МакДэйд в статье, написанной для общества: «Одна из проблем с этой идеей заключается в том, что Сириус B был белым карликом по крайней мере десятки тысяч лет. Если бы Сириус B был красным гигантом всего несколько тысяч лет назад, вокруг него и сегодня была бы яркая и заметная планетарная туманность. Такой туманности не видно».

Рентгеновское изображение звездной системы Сириуса.

<figcaption data-captions="["Рентгеновское изображение звездной системы Сириуса. "]» readability=»2″>

Рентгеновское изображение звездной системы Сириуса.

«Вторая проблема заключается в том, что древние авторы, похоже, использовали цвет для обозначения звезд не так, как мы (они описывали Поллукс, Арктур и Капеллу как «красные» — современный наблюдатель назвал бы их желто-оранжевыми, оранжевыми и желтыми, соответственно).

«И наконец, даже если бы Сириус B был видимым красным гигантом несколько тысяч лет назад, откуда бы догоны узнали, что Сириус B все еще существует после того, как он стал белым карликом?» — заключил МакДэйд, как и знаменитый ученый-исследователь.

МакДэйд, как и известный астроном Карл Саган, пришел к выводу, что знания догонов о Сириусе Б должны были прийти из развитой культуры. Саган и Макдэйд утверждают, что оно должно было прийти из современной западной культуры, другие говорят, что это маловероятно.

Хогон, духовный лидер догонов.

<figcaption data-captions="["Хогон, духовный лидер догонов. "]» readability=»3″>

Хогон, духовный лидер догонов.

Каковы шансы получить эти знания в результате контакта с Западом?

Теория о том, что догоны обладали передовыми знаниями о Сириусе B, основана на антропологических рассказах доктора Жермена Дитерлена, генерального секретаря Общества африканистов при Музее человека в Париже, и доктора Марселя Гриоля, которые вместе посетили это племя в 1930-х годах.

Книга Роберта Темпла «Тайна Сириуса», опубликованная в 1976 году, популяризировала теорию древних пришельцев как объяснение знаний догонов. Он опроверг доводы Сагана о том, почему догоны могли получить астрономические знания благодаря контакту с западным миром.

В открытом письме Сагану, написанном в 1981 году, Темпл заявляет: «Поскольку [доктор Дитерлен] большую часть своей жизни прожила с догонами и знает их и их традиции так близко, как никто другой, ее мнение о возможном западном происхождении сириусных традиций догонов имеет первостепенное значение. Она отвечает на такие предположения одним словом: «Абсурд!»».

Во время интервью для специального выпуска BBC она показала 400-летний артефакт догонов, изображающий три звезды системы Сириуса. По словам Темпл, эта часть была вырезана из американской передачи, поэтому, возможно, американские скептики не обратили внимания на это доказательство и свидетельство Дитерлен.

В трезвом и ясном интервью для довольно странного шоу «Talk Psychic» Темпл заявила: «Если вы спросите догонов, они скажут вам, и это то, что никто не хочет слышать. Они говорят, что их предки получили информацию от посетителей из системы звезды Сириус».

Темпл говорит, что знания о системе Сириуса широко распространены в культуре догонов, «воплощены в … сотнях или тысячах предметов, символов, тканых покрывалах, резных статуях и так далее». Он считает невозможным, чтобы эти знания так быстро просочились в культуру с того момента, как западные астрономы сделали эти открытия, до того времени, когда Дитерлен и Гриоль начали свои исследования в 1931 году.

'Мастер раскосых глаз'. Антропоморфное изображение, вероятно, фигура предка догонов.

<figcaption data-captions="["‘Мастер раскосых глаз’. Антропоморфное изображение, вероятно, фигура предка догонов. "]» readability=»5″>

«И как эти сотни или тысячи предметов должны были быть искусно изготовленными подделками, выдающими свою многовековую давность… озадачивает меня еще больше», — продолжил он. «Именно эти и многие другие соображения (такие как племенная священность традиции, делающая маловероятным, что она могла исходить от западных злоумышленников, которые не пользовались бы большим уважением или доверием дотошных и традиционных жрецов) заставляют доктора Дитерлена отвергать предположение о западном происхождении как «абсурдное»».

В 1979-1980 годах антрополог Вальтер ван Бик изучал догонов. Он обнаружил, что космология догонов значительно отличается от того, что сообщили Гриоль и Дитерлен. Ван Бик сказал, что догонское понимание системы Сириуса не было ясным или единым. Он получил различные объяснения из разных догонских источников, и некоторые из них сказали, что то, что они знают об этой системе, пришло к ним от Гриоля.

Деревня догонов.

<figcaption data-captions="["Деревня догонов. "]» readability=»2″>

Деревня догонов.

Гриоле критиковали за использование наводящих вопросов и насаждение астрономических знаний у догонов.

Гриоле критиковали за использование наводящих вопросов и насаждение астрономических знаний у догонов, а дочь Гриоле Женевьева Каламе-Гриоле также критиковала методы ван Бика. Неясно, могут ли изменения, произошедшие в догонах с 1930-х годов, объяснить выводы ван Бика.

Контакты догонов с западным обществом, с людьми, которые могли бы знать об открытиях астронома, были ограничены в 19 веке и в начале 20 века. Однако некоторые контакты все же имели место, поэтому не исключено, что они соприкоснулись с информацией таким образом. Однако, даже если это так, возможно ли, что у них уже было такое понимание системы Сириуса?