Исследование, опубликованное в журнале Journal of Social and Personal Relationships, изучает мыслительные процессы, которые дают утешение лицам, изменившим своим партнерам. Исследование предоставляет новую информацию о том, как мужчины, изменяющие своим партнершам, описывают свой опыт, чтобы уменьшить чувство дискомфорта.
«В прошлом, когда я писала исследовательские работы о неверности, обсуждение чувства вины и стыда, о котором часто говорят изменщики, было обязательным», — объясняет исследователь Кассандра Алексопулос, доцент Массачусетского университета в Бостоне. «Меня очень заинтересовал процесс рационализации поведения до такой степени, что человек готов совершать это поведение снова и снова».
Для своего исследования Алексопулос опросила 1514 мужчин-пользователей Ashley Madison, сайта знакомств для тех, кто стремится к неверности. Все участники были женаты или состояли в романтических отношениях и не имели немоногамных отношений по обоюдному согласию со своей второй половинкой. В общей сложности 425 участников заполнили контрольный опрос спустя месяц.
Участники указали, как часто они участвовали в различных видах поведения онлайн и лицом к лицу с кем-то, кроме своего основного романтического партнера. Их также спрашивали об использовании ими стратегий по снижению когнитивного диссонанса, таких как тривиализация неверности или отрицание ответственности за свое поведение. Кроме того, они сообщили о своем отношении к неверности и о том, изменила ли неверность их отношение к себе.
Алексопулос обнаружил, что более активное участие в онлайновой неверности было связано с более приемлемым отношением к неверности и позитивными изменениями в Я-концепции. «Изменение отношения к себе и изменение Я-концепции, по сравнению с другими стратегиями, включенными в настоящее исследование, возможно, функционируют как диссоциативная тактика для виновников неверности, которые борются с психологическим дискомфортом», — написала она в своем исследовании.
«В частности, изменение взглядов на неверность (например, «Быть неверным никогда никому не вредило») и взглядов на самого себя (например, «Я чувствую себя вновь наполненным энергией впервые за долгое время», «Этот я — настоящий я») может позволить виновнику неверности в сети отделить себя в сети от себя вне сети».
Вопреки ожиданиям, большая неверность была связана с меньшей тривиализацией и меньшим отрицанием ответственности. «Чтобы отрицание и тривиализация были эффективными и логичными в сознании преступника, вероятно, эти стратегии используются после совершения одноразового проступка (например, «Я не хотел, чтобы это произошло», «То, что я сделал, было неправильно, но это ничего не говорит обо мне как о личности»)», — объяснил Алексопулос. «Когда преступник вступает в связь с многочисленными партнерами или изменяет несколько раз с одним партнером, может оказаться, что стратегия отрицания своего намерения изменить становится неразумной».
Изменение Я-концепции, тем временем, было положительно связано с изменой лицом к лицу. «Полученные данные свидетельствуют о том, что изменение Я-концепции, как средство оправдания собственного поведения, является единственной стратегией, которую люди находят полезной для того, чтобы дойти до момента совершения измены в оффлайне», — сказал Алексопулос в интервью PsyPost. «Кроме того, эта стратегия была связана с более низким уровнем негативных последствий. Другими словами, говоря себе, например, «Эти новые отношения делают меня более захватывающим или веселым», изменщики, похоже, могут уменьшить чувство дискомфорта».
Алексопулос отметил, что будущие исследования могут собрать дополнительные данные о когнитивных состояниях, связанных с совершением неверности. «Я думаю, что естественным продолжением этого проекта могли бы стать углубленные качественные интервью, чтобы получить более полное представление о том, как лица, совершающие неверность, тренируют себя через онлайн и офлайн поведение, связанное с неверностью», — пояснила она. «Потенциально это может быть полезно для того, чтобы помочь людям смягчить последствия будущей неверности или помочь людям, которые изменили, и их партнерам пройти через процесс восстановления отношений».
«Я хочу прояснить одну вещь: с личной точки зрения я не оправдываю действия, связанные с нарушением границ в отношениях, которые были установлены всеми участниками», — добавила Алексопулос. «Отношения бывают разных форм и размеров, поэтому я поддерживаю людей, которые находят подходящие для себя отношения».
Оригинал earth-chronicles.ru