Они могут вести себя отстраненно и вообще вести себя так, будто живут на более высоком уровне существования, чем мы, простые люди. Но в кошках больше человеческого, чем мы иногда думаем.
В последние годы ученые доказали, что кошки действительно глубоко привязаны к людям. Эти сложные существа могут и хотят общаться с нами, они даже отслеживают наши перемещения, когда нас нет рядом.
Еще более удивительно, что кошки могут узнавать свои собственные имена (эта способность ассоциируется у нас в основном с собаками), и теперь новое исследование показывает, что этот кошачий подвиг идет гораздо дальше, чем мы думали.
В новом исследовании ученые обнаружили, что помимо того, что кошки знают свои собственные имена, они также узнают имена других кошек, с которыми они знакомы, а также могут знать имена людей, живущих с ними в одном доме.
Это может показаться немного странным — думать, что ваша кошка может знать ваше имя, — но собак можно обучить запоминать названия сотен различных вещей, так что, возможно, это не так уж удивительно.
Может быть, самое странное — это осознание того, что эти отстраненные, казалось бы, существа все это время тайно подслушивали наши разговоры.
То, что мы обнаружили, просто поразительно», — объяснил газете «Асахи Симбун» исследователь животных Сахо Такаги, работающий сейчас в Университете Азабу в Японии.
«Я хочу, чтобы люди знали правду. Кажется, что кошки не слушают разговоры людей, но на самом деле они слушают».
В ходе экспериментов Такаги и его коллеги изучали кошек, живущих в многокошачьих жилищах — либо домашних кошек, живущих с другими кошками в многокошачьем доме, либо кошек, живущих в «кошачьих кафе» в Японии, где посетители могут общаться с многочисленными кошками, живущими в заведении.
В ходе тестов исследователи показывали кошке изображение знакомой кошки из той же семьи/кафе (так называемая «модельная кошка»), демонстрируя ее фотографию на экране компьютера.
Во время показа изображения запись голоса владельца произносила вслух кличку кошки-модели (условие «конгруэнтно») или произносила другую кличку (условие «инконгруэнтно»).
Команда обнаружила, что кошки из домашних хозяйств дольше смотрели на экран компьютера в условиях инконгруэнтности, возможно, потому что они были озадачены или заинтригованы несоответствием изображения и имени кошки-модели.
Однако кошки из кошачьего кафе не показали такой же задержки у компьютера во время эксперимента, возможно, потому что они жили в домах с большим количеством других кошек (а не только с несколькими) и, возможно, были менее знакомы с выбранной модельной кошкой (и ее именем).
«Только домашние кошки ожидали увидеть конкретную кошачью морду, услышав имя кошки, что говорит о том, что они сопоставляли имя кошки-стимула и конкретную особь», — пишут исследователи в своей работе.
«Услышав имя кошки, испытуемые ожидали соответствующее лицо».
Команда считает, что кошки, вероятно, учатся подобным связям между именем и лицом, наблюдая за взаимодействием третьих лиц дома, и возможно, что кошки, живущие в кошачьих кафе — окруженные потенциально десятками кошек, не говоря уже о потоке незнакомых людей, входящих в кафе — не имеют таких возможностей для социального изучения имен других кошек.
В другом эксперименте исследователи провели аналогичный тест, но в качестве стимула вместо кошки-модели использовали человека. Кошкам показывали изображение человека, с которым они живут (в многоместном доме), и одновременно произносили имя этого человека или другое имя в инконгруэнтном условии.
На этот раз кошки, как и прежде, дольше смотрели на экран компьютера при несоответствии между изображением и именем, но этот эффект, как правило, был сильнее в семьях, где проживало больше людей, и в семьях, где кошка жила в семье дольше.
«Наша интерпретация заключается в том, что кошки, живущие с большим количеством людей, имеют больше возможностей услышать, как используются имена, чем кошки, живущие с меньшим количеством людей, и что проживание в семье в течение более длительного времени увеличивает этот опыт», — объясняют исследователи.
Другими словами, частота и количество воздействий стимулов могут сделать ассоциацию «имя-лицо» более вероятной».
Стоит отметить, что хотя исследователи утверждают, что их исследование представляет собой «первое доказательство того, что домашние кошки связывают человеческие высказывания и их социальные референты через повседневный опыт», это все же довольно небольшое исследование (в нем приняли участие всего несколько десятков кошек), поэтому результаты требуют повторения в будущих исследованиях.
В связи с этим команда признает, что мы все еще мало знаем о конкретных механизмах, лежащих в основе социального обучения кошек.
Несмотря на то, что животные, участвовавшие в исследовании, ассоциировали имена и лица (как знакомых людей, так и других кошек), мы все еще не понимаем окончательно, как они развивают эти ассоциации в своей среде обитания.
Отчасти это связано с трудностями изучения кошек, что должным образом отмечают авторы.
«Одна кошка выполнила только первое испытание, после чего сбежала из комнаты и забралась в недоступное место», — пишут они.
О результатах исследования сообщается в журнале Scientific Reports.
Оригинал earth-chronicles.ru