Вакцинация против SARS-CoV-2 снижает риск длительного течения COVID после заражения лишь примерно на 15%, согласно результатам исследования, проведенного среди более чем 13 миллионов человек. Это самая большая когорта, которая до сих пор использовалась для изучения того, насколько вакцины защищают от этого заболевания, но вряд ли она положит конец неопределенности.
Длительный COVID — болезнь, сохраняющаяся в течение нескольких недель или месяцев после заражения SARS-CoV-2 — оказался трудным для изучения, не в последнюю очередь потому, что множество симптомов затрудняет его определение. Даже выяснить, насколько распространено это заболевание, было непросто. Некоторые исследования предполагают, что он встречается у 30% людей, инфицированных вирусом. Однако ноябрьское исследование, включающее около 4,5 миллионов человек, проходивших лечение в госпиталях Министерства по делам ветеранов США (VA), предполагает, что в целом это число составляет 7%, а среди тех, кто не был госпитализирован, оно ниже.
Еще одной загадкой было то, снижается ли вероятность возникновения длительного COVID после прорывной инфекции — инфекции у человека, прошедшего вакцинацию. В исследовании, опубликованном 25 мая в журнале Nature Medicine, нефролог Зияд Аль-Али из VA Saint Louis Health Care System в Сент-Луисе, штат Миссури, и его коллеги — та же группа, которая была автором ноябрьского исследования — изучили медицинские карты VA с января по декабрь 2021 года, включая данные о примерно 34 000 вакцинированных людей с прорывной инфекцией SARS-CoV-2, 113 000 людей, которые были инфицированы, но не вакцинированы, и более 13 миллионов людей, которые не были инфицированы.
Трещины в доспехах
Исследователи обнаружили, что вакцинация, по-видимому, снижает вероятность длительного заболевания COVID у людей, которые были инфицированы, всего на 15%. Это противоречит результатам предыдущих, более мелких исследований, которые выявили гораздо более высокие показатели защиты. Это также отличается от другого крупного исследования5, в котором были проанализированы данные самоотчетов 1,2 миллиона британских пользователей смартфонов и было установлено, что две дозы вакцины COVID-19 вдвое снижают риск длительного COVID.
Авторы последнего исследования также сравнили такие симптомы, как туман в мозгу и усталость у вакцинированных и невакцинированных людей в течение шести месяцев после того, как у них был положительный тест на SARS-CoV-2. Команда не обнаружила никакой разницы в типе или тяжести симптомов между теми, кто был вакцинирован, и теми, кто не был. «Те же самые отпечатки пальцев мы видим у людей с прорывными инфекциями», — говорит Аль-Али.
Он отмечает, что только в Соединенных Штатах было зарегистрировано более 83 миллионов случаев заражения COVID-19. Если даже небольшой процент из них перейдет в длительную форму COVID, «это поразительно большое число людей, пострадавших от болезни, которая остается загадочной».
Ограниченность защиты, обеспечиваемой вакцинами, означает, что отмена таких мер, как обязательное ношение масок и ограничения в социальной сфере, может подвергнуть риску больше людей — особенно с ослабленной иммунной системой.
«Мы буквально полагаемся, теперь почти исключительно, на вакцину, чтобы защитить нас и общественность», — говорит Аль-Али. «Теперь мы говорим, что она защитит вас только на 15%. Вы остаетесь уязвимыми, причем чрезвычайно».
«Вообще говоря, это ужасает», — говорит Дэвид Путрино, физиотерапевт из Mount Sinai Health System в Нью-Йорке, который изучает длинные COVID. Он высоко оценивает исследование, которое было трудно провести из-за количества и качества данных, но добавляет, что оно ограничено, поскольку не разбивает данные по ключевым факторам, таким как история болезни участников. «Это очень важные вопросы, на которые нам нужны ответы», — говорит Путрино. «Пока у нас нет ни одного действительно хорошо построенного исследования».
Еще один неизвестный омикрон
Стивен Дикс, исследователь ВИЧ из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, отмечает, что в исследование не включены данные людей, заразившихся в период, когда вариант Omicron вызывал большинство инфекций. «У нас нет данных о том, вызывает ли Omicron длительный COVID», — говорит он. Полученные результаты, добавляет он, «применимы к пандемии, которая сильно изменилась».
Однако, добавляет Дикс, полученные результаты указывают на необходимость проведения дополнительных исследований в отношении длительного COVID и ускоренной разработки методов лечения. «У нас нет определения, у нас нет биомаркера, у нас нет визуализационного теста, механизма или лечения», — говорит он. «У нас просто есть вопросы».
Оригинал earth-chronicles.ru