Мы часто думаем о младенцах как о чистых холстах, не способных к обучению в течение первых нескольких недель жизни. Но на самом деле дети начинают воспринимать язык и речь невероятно рано. Даже находясь в утробе матери, они учатся различать голоса и некоторые звуки речи. Уже при рождении они предпочитают звуки речи другим видам неязыковых звуков.
Но как именно мозг ребенка учится обрабатывать сложные языковые звуки, до сих пор остается загадкой. В нашем недавнем исследовании, опубликованном в журнале Nature Human Behaviour, мы раскрыли детали этого умопомрачительно быстрого процесса обучения — начиная с первых нескольких часов после рождения.
Мы сотрудничали с группой неонатальных исследований в Китае, которые надевали на головы младенцев маленькие шапочки, покрытые сложными светоизлучающими устройствами, предназначенными для измерения крошечных изменений уровня кислорода в мозге младенцев. Детекторы в шапочке могут помочь нам определить, какие участки мозга были активны в течение определенного времени.
Процедура, совершенно безопасная и безболезненная, была проведена в течение трех часов после рождения детей. Для этого нужно было только надеть на ребенка небольшую эластичную шапочку и просвечивать его голову минутным инфракрасным светом (по сути, тепловым излучением). Это соответствует распространенной во многих культурах практике заворачивания новорожденных в плотно прилегающее одеяло, чтобы успокоить их — облегчить переход от комфорта утробы матери к дикому миру автономного физического существования.
В течение трех часов после рождения все младенцы подвергались воздействию пар звуков, которые, по мнению большинства исследователей, они должны были различать. Сюда входили гласные (например, «о») и те же гласные, воспроизведенные в обратном порядке.
Обычно обратная речь сильно отличается от нормальной (прямой) речи, но в случае с изолированными гласными разница едва заметна. На самом деле, в нашем исследовании мы обнаружили, что взрослые слушатели различают эти два случая только в 70 процентах случаев.
Что нас удивило, так это то, что новорожденные не смогли отличить прямые и обратные гласные сразу после рождения, потому что мы не обнаружили никакой разницы между сигналами мозга, собранными в каждом случае в первые три часа после рождения. Оглядываясь назад, мы не должны были так удивляться, учитывая, насколько тонкой была разница.
Однако мы были ошеломлены, обнаружив, что после прослушивания этих звуков в течение пяти часов новорожденные начали различать гласные переднего и заднего ряда. Сначала их реакция на прямые гласные стала быстрее, чем на обратные. А еще через два часа, в течение которых они в основном спали, их мозг реагировал на прямые гласные не только быстрее, но и сильнее по сравнению с младенцами, которых тренировали с другими гласными или младенцами, которые оставались в тишине.
Это означает, что в первый день жизни ребенку требуется всего несколько часов, чтобы мозг научился тонко различать естественные и неестественные звуки речи.
Далее мы смогли увидеть, что участки мозга в верхней височной доле (часть мозга, связанная со слуховой обработкой) и в лобной коре (участвующей в планировании сложных движений) были вовлечены в обработку гласных звуков, особенно в левом полушарии. Это похоже на схему, которая лежит в основе понимания и производства языка у взрослых.
И что еще более интересно, мы смогли обнаружить перекрестные связи (связь между различными областями мозга) между этими областями в обеих группах детей, которые подвергались воздействию звуков речи, но не в тех, кто не проходил никакого обучения. Другими словами, нейроны обученных младенцев вели «разговор» через мозг таким образом, который не наблюдался у младенцев, остававшихся в тишине в течение того же периода.
Новорожденные, вероятно, получают прямую пользу от того, что с ними разговаривают с самых первых минут, когда они покидают утробу матери. Очевидно, что «воспитание» — изменение сознания под воздействием окружающей среды — начинается с первого дня жизни.
Младенцы не запрограммированы заранее
Мы также можем рассмотреть эти результаты в контексте модной сегодня концепции в нейронауке, а именно теории воплощения. Воплощение — это идея о том, что наши мысли и умственные операции не запрограммированы заранее и не действуют таинственным образом на основе какого-то унаследованного генетического кода, а основываются на непосредственном восприятии окружающего мира через сенсорные каналы, которые начинают работать с самого рождения, такие как слух, зрение, вкус, обоняние и осязание.
Несмотря на то, что наш мозг имеет предрасположенность к обучению, основанную на его организации и функциях, определяемых генетическим кодом, унаследованным от наших родителей, он также способен чувствовать окружающую среду сразу после рождения, и это немедленно помогает нашим внутренним представлениям об окружающем мире.
Я бы посоветовала вам не только разговаривать с ребенком, но и делиться с ним всевозможными сенсорными впечатлениями о мире, как только он окажется у вас на руках — будь то прослушивание музыки, знакомство с цветами или демонстрация предметов и видов, которых он никогда раньше не видел. Поощряя более разнообразные впечатления, вы даете детскому мозгу новые возможности для роста и развития, а также, возможно, более творческие способности в будущем. Беседа
Гийом Тьерри, профессор когнитивной нейронауки, Бангорский университет.
Оригинал earth-chronicles.ru