Стремясь понять природу депрессии и одиночества, один влиятельный ученый в конце 1960-х годов создал научный аппарат, который больше похож на приспособление для пыток обезьян.
Яма отчаяния
Эксперимент был разработан американским психологом Гарри Харлоу в надежде создать животную модель депрессии, чтобы лучше понять это состояние и найти возможные методы лечения. Обезьяна-макака помещалась в большую вертикальную конусообразную конструкцию из твердой, холодной нержавеющей стали. Пол устройства был сделан из проволочной сетки, что позволяло какашкам падать на дно. В этой «яме» обезьян кормили и поили водой, но в конечном итоге оставляли в покое на несколько недель.
Харлоу назвал это устройство «ямой отчаяния». Как он объясняет в статье 1969 года, идея заключалась в том, чтобы отразить эмоциональные ощущения, которые испытывает человек, страдающий тяжелой депрессией: «Депрессивные люди сообщают, что они находятся в глубине отчаяния или погружены в колодец одиночества и безнадежности. Поэтому мы создали инструмент, который соответствовал бы этим критериям, и эвфемистически назвали его «ямой», или вертикальной камерой, для тех, кто считает термин «яма» психологически неприемлемым».
Большинство обезьян впадали в неподвижное и сгорбленное состояние в течение нескольких дней после помещения в яму. После извлечения из устройства обезьяны не возвращались к нормальному социальному поведению. В исследовании 1971 года Харлоу объясняет, что обезьяны, помещенные в «яму отчаяния» на 30 дней, не играли, избегали социального взаимодействия и не проявляли признаков любопытства. Большинство обезьян просто оставались неподвижными в позе обнимания, обхватив собственное тело руками. Эти «глубокие поведенческие аномалии», по словам Харлоу, сохранялись даже спустя несколько месяцев после освобождения от устройства.
Хотя Харлоу утверждал, что устройство обладает «огромным потенциалом» для изучения депрессии, неясно, позволило ли это конкретное направление исследований когда-либо получить реальное представление о клинической депрессии или предложить какие-либо возможные способы ее лечения.
Гарри Харлоу
За свою продолжительную карьеру, которая длилась с 1930-х годов до 1970-х, Гарри Харлоу добился как академического признания, так и общественной известности.
Он родился в 1905 году и большую часть своей трудовой жизни провел в Университете Висконсин-Мэдисон, где добился большого успеха в своей карьере. Харлоу остается одним из самых цитируемых психологов 20-го века, но его работа вызвала более чем справедливую долю споров, по понятным причинам.
На примере макак он показал, что родительские связи, забота и общение (то, что некоторые могут назвать «любовью») в раннем возрасте имеют огромное значение для социального и когнитивного развития. Он также подчеркнул, что младенец испытывает глубокую психологическую потребность в привязанности к родительской фигуре, которая гораздо глубже, чем утилитарное желание тепла, защиты и пищи.
До Харлоу ученые и академики в первой половине 20-го века продвигали идею о том, что родители должны эмоционально отдаляться от своих детей. Они считали, что плачущих детей нужно оставлять в покое и игнорировать, а не реагировать на них. Один выдающийся детский психолог даже советовал родителям не целовать своих детей на ночь, а давать им перед сном крепкое рукопожатие. Харлоу был одним из многих выдающихся деятелей, бросивших вызов этой парадигме.
Ближе к концу своей карьеры Харлоу переключился на научное исследование депрессии. Говорят, что к пониманию этого состояния его подтолкнул собственный опыт тяжелой депрессии, которая усилилась после смерти его жены в 1971 году. Он умер в 1981 году, мучимый депрессией и алкоголизмом.
Этика испытаний на животных
Для большинства эксперименты Харлоу были садистскими, неоправданными и эксплуататорскими. По словам американского литературного критика Уэйна К. Бута: «Гарри Харлоу и его коллеги десятилетие за десятилетием продолжают мучить своих нечеловеческих приматов, неизменно доказывая то, что мы все знали заранее — что социальные существа могут быть уничтожены путем разрушения их социальных связей».
Харлоу также не избегал этого образа хладнокровного экспериментатора. В интервью 1974 года он сказал: «Единственное, что меня волнует, это то, получат ли обезьяны то, что я смогу опубликовать. У меня нет к ним никакой любви. И никогда не любил. Я действительно не люблю животных. Я презираю кошек, ненавижу собак. Как можно любить обезьян?»
Некоторые намекали, что Харлоу, похоже, получал удовольствие, давая своим устройствам яркие и нарочито шокирующие имена. Наряду с «ямой отчаяния», он также создал «туннель ужаса», «железную деву», названную в честь буквального устройства для пыток, и «насильственные стойки» — устройство, которое заставляло самок обезьян заниматься сексом.
Очевидно, что пиар не был его сильной стороной.
Тем не менее, Харлоу продолжает влиять на наши представления о развитии ребенка и помог перестроить работу детских домов, служб усыновления и ухода за детьми во второй половине 20-го века. Некоторые даже утверждают, что работа Харлоу заставила научный мир переосмыслить использование животных в исследованиях.
Конечно, в 21 веке его эксперименты с трудом прошли бы университетский комитет по этике, но эксперименты на животных по-прежнему широко используются в научных исследованиях. Согласно статистике Министерства сельского хозяйства США, в 2021 году ученые в США использовали для исследований 75 825 приматов.
Оригинал earth-chronicles.ru