Могло ли вызвать землетрясение в Турции какое-то сейсмическое оружие? Как Луна способна спровоцировать подземный удар? Почему ученые не верят 600 предвестникам землетрясений? Об этом корреспондент «РГ» беседует с заведующим лаборатории сейсмической опасности Института физики Земли РАН, доктором физико-математических наук Алексеем Завьяловым.
Алексей Дмитриевич, землетрясение в Турции породило шквал самой разной информации, в том числе гипотез и версий о причине катастрофы. Давайте оценим несколько самых «громких». Естественно, не обошлось без конспирологии. Например, что американцы заранее вывели из Турции консульства, а затем применили сейсмическое оружие. Речь идет о знаменитом проекте НАARP, который вспоминают, как только на планете происходит что-то экстремальное с климатом, с озоновым слоем, с сейсмикой.
Алексей Завьялов: Энергию главного толчка турецкого землетрясения можно оценить как 10 в 16-17 степени Дж. Энергия огромная! При взрыве атомной бомбы мощностью 20 Кт выделяется энергия порядка 10 в 14 степени Дж, а при взрыве водородной бомбы 20 Мт — 10 в 17 степени Дж. Но сегодня взрывы такой мощности обязательно зафиксируют все мировые системы мониторинга. Других источников, чтобы сгенерировать такую энергию, нет.
Кстати, всего 5-10 процентов энергии подземного удара превращается в сейсмические волны, остальное уходит в тепло.
И тем менее в СМИ среди причин называют, к примеру, гравитационные силы Луны, а китайские ученые считают, что виновато замедление вращения ядра Земли, а возможно, даже изменение его направления.
Алексей Завьялов: Гравитация Луны может сработать, но только при определенных условиях. Здесь надо напомнить, как происходят землетрясения. Плавающие в жидкой мантии тектонические плиты могут наползать, перемещаться друг относительно друга и зацепляться. В этом случае их движение останавливается, и в этих зонах сцепления накапливаются огромные напряжения. Но вовсе не обязательно, что оно обязательно превратится в землетрясение. Для толчка, возможно, не хватает последней капли. Такая ситуация может длиться сколько угодно. И при определенных условиях гравитация Луны может оказаться той самой последней каплей, спусковым крючком, который спровоцирует мощный подземный толчок. Подчеркну, что в этом нет ничего нового.
Что касается влияния изменений скорости вращения ядра Земли, то это явление давно известно. Никакой связи между ним и землетрясениями пока не установлено.
После каждого катастрофического землетрясения многие недоумевают. Вот, казалось бы, произошли форшоки — умеренные по силе толчки. Разве это не повод давать SOS? Есть еще множество предвестников. Неужели ученые не могут их классифицировать, составить своеобразную «таблицу Менделеева» предвестников и на этой основе предсказывать сильные подземные удары?
Алексей Завьялов: Да, база предвестников огромна, их более 600. Но беда в том, все они ненадежны. Ни один не гарантирует однозначного результата. Скажем, вы видите рост концентрации радона в колодцах, вроде, надо бить тревогу, переселять людей, но ничего не происходит. А через какое-то время опять наблюдается рост радона, но на этот раз — сильнейший толчок. Кто на такой зыбкой основе решится выселять сотни тысяч людей? Аналогичная картина и с форшоками, которые составляют всего несколько процентов из общего числа землетрясений. Статистика показывает, что они часто порождают ложные предупреждения.
Однако китайцы в 1975 году сумели заранее предсказать сильное землетрясение..
Алексей Завьялов: Сумели, но это один из немногих успешных, хорошо описанных прогнозов на основе предвестников. Тогда в одном из районов страны ученые заметили, что сильно изменился уровень грунтовых вод, а в феврале, когда было холодно, вдруг в больших количествах появились змеи, которые выползли из своих нор. На основании этих признаков было предсказано землетрясение. Люди несколько недель по ночам уходили из домов. И действительно, толчок произошел, причем практически без жертв. На этот раз повезло, ведь предвестник мог и не сработать, как бывало в подавляющем большинстве случаев. Как говорится, стечение обстоятельств. Увы, пока наука может предсказать вероятность землетрясения на 5-7 лет, но бессильна дать кратковременный прогноз на месяц, а тем более день.
Вот упомянули змей, которые участвовали в прогнозе. А ведь еще была знаменитая история с собакой. Она буквально вытащила хозяина из дома и спасла во время сильнейшего ашхабадского землетрясения. Так, может, сделать ставку на различных живых предвестников? Ведь шахтеры брали с собой канареек, которые оповещали о появлении опасного метана.
Алексей Завьялов: Если бы было все так очевидно, то давно в домах опасных по сейсмике районах жили «сейсмические канарейки». Здесь такая ситуация. С одной стороны, известны примеры аномального поведения животных перед Крымскими землетрясениями 1927 года и Ашхабадским землетрясением, но перед землетрясениями в Спитаке и в Нефтегорске ничего подобного замечено не было. Вообще историй про необычное поведение животных множество, но все на уровне слухов.
Знаю, что в 70-е годы работала специальная экспедиция в Таджикистане, где изучали разные предвестники, в том числе и биологические — необычное поведение живых организмов. Но аргументированных доказательств, какой-то закономерности, на основании которой можно с высокой вероятностью делать прогнозы, получить не удалось.
Почему турецкий город Эрзинь почти не пострадал от землетрясения
Читал, что еще в 60-70-х годах прошлого века ученые были уверены, что смогут понять логику сейсмики. В мире начался бум исследований, вкладывались большие деньги, создавались специальные полигоны. Однако задача оказалось сложнее, чем предполагали. С тех пор прошло более 50 лет, наука совершила множество прорывов в самых разных направлениях, например, искусственный интеллект уже ставит самые сложные диагнозы, предсказывает банкротства, прогнозирует климат, а землетрясения так и остаются загадкой. Точный прогноз для науки недоступен. В чем дело? Ведь за эти годы накоплен огромный материал? Или его недостаточно? Чего-то не хватает?
Алексей Завьялов: Хороший вопрос. Я бы разделил его на две части. Действительно, объем самых разных данных о землетрясениях и их предвестниках огромен. На их основе мы строим сейсмические карты, где указано, что в таких-то районах в течение ближайших десятилетий могут с такой-то вероятностью произойти землетрясения, сотрясения от которых достигнут определенного уровня. Эти прогнозы строители обязаны учитывать в своих проектах и возводить здания с повышенной устойчивостью.
Теперь о том, почему, имея такую большую базу данных, не удается прогнозировать сильные толчки с точностью до месяца, а тем более дня? Увы, даже имея огромный материал, наука пока не разобралась с физическими процессами, которые порождают землетрясения. Видимо, нужен человек, который посмотрел бы на всю эту картину под неожиданным углом зрения и нашел решение этой очень старой задачи.
Нужен человек, который посмотрел бы на всю эту картину под неожиданным углом зрения и нашел решение этой очень старой задачи
Как когда-то Эйнштейн в огромном количестве физических теорий и экспериментов увидел теорию относительности?
Алексей Завьялов: Согласен, очевидно, требуется «сейсмический» Эйнштейн.
Кстати, почти после каждого сильного землетрясения появляется сообщение, что такой-то ученый его предсказал. Вот и на этот раз СМИ написали, что голландcкий сейсмолог Франк Хубербитс еще 3 февраля предупреждал, что в этом районе Турции будет удар магнитудой 7,5. Может, сейсмический Эйнштейн уже появился?
Алексей Завьялов: Не думаю! Хотя поживем — увидим… На Земле ежегодно в среднем происходит 16-18 землетрясений с магнитудами больше 7. Напомню, что магнитуда главного удара турецкого землетрясения оценивается как 7,8. Поэтому, если прогнозы этого коллеги еще несколько подтвердятся, то к его исследованиям надо будет внимательно присмотреться.
Досье «РГ»
Почему происходят землетрясения?
В центре Земли находится ядро, окруженное жидкой раскаленной мантией. Самый верхний слой -кора, состоит из литосферных плит. На данный момент ученым известно о крупных, десятках средних и огромном количестве маленьких плит. Они не стоят на месте, а постоянно двигаются, врезаясь друг в друга.
Когда одна плита напирает и давит на другую, между ними скапливается колоссальное напряжение. Но вечно оно копиться не может: происходит сдвиг и «разрядка» напряжения — землетрясение.
Большинство очагов землетрясений возникает на глубине 30-40 км под поверхностью Земли.
Наиболее активные зоны — Тихоокеанский пояс, проходящий вдоль почти всего побережья Тихого океана (примерно 90 % всех землетрясений), и Альпийский пояс — от Индонезии до Средиземного моря (5-6 % всех землетрясений).
Сейсмически активной считается 20% территории России: Камчатка, Сахалин, Курильские острова, Прибайкалье, Иркутская область, Бурятская Республика, Якутия, Кавказ, побережья Черного и Каспийского морей.
Около 5 процентов этих районов являются крайне опасными — там часто происходят толчки, приводящие к 8-10-балльным землетрясениям. В опасных зонах проживает около 20 миллионов человек.
Самое разрушительное землетрясение в России за последние 100 лет произошло на острове Сахалин в 1995 году. В одном из поселков с населением 3197 человек, подземный толчок магнитудой 7,6 унес 2040 жизни.
Кстати
Пять самых мощных землетрясений за историю наблюдений
В течение года на планете фиксируют:
1 катастрофическое землетрясение — магнитуда выше 8 баллов; 10-20 очень сильных — от 7 до 8 баллов; 100-120 сильных — от 6 до 7; 800-1000 умеренных — от 5 до 6; 6000-6200 легких — от 4 до 5; 40-50 тысяч слабых — от 3 до 4. Каждый день 1000-8000 очень слабых — меньше 3 баллов.
Самые мощные землетрясения зафиксированы в Чили (1960 год, магнитуда 9,5), Индонезии (2004 год, 9,3), США (1964 год, 9,2), Япония (2011 год , 9,1), Курилы (1952 год, 9,0).
Самые страшными за всю историю считаются землетрясения: в 1556 году в Китае погибло 830 тысяч человек, 1976 год, Китай — 242 тысячи, 525 год, Византия — 250 тысяч, 1920 год, Китай — 240 тысяч, 2004 год, Индонезия — 230 тысяч.
Оригинал earth-chronicles.ru