Ученые из Европы и США расшифровали состав черных чернил, которые мастера южноамериканской империи Уари использовали для росписи керамики, что указывает на центроориентированность государственного устройства, сообщила во вторник пресс-служба Филдовского музея Чикаго.
«Жители некоторых изученных нами регионов Анд, особенно на севере Перу, использовали черные краски на базе железа и кальция до прихода Уари. После установления режима Уари, они перешли на стандартизованные по всей империи чернила на базе соединений марганца. Это говорит о том, что империя Уари контролировала процесс производства керамики и, возможно, поставляла «правильные» чернила всем мастерам», — сообщил научный сотрудник Музея искусств Лос-Анджелеса (США) Луис Муро, чьи слова приводит пресс-служба Филдовского музея Чикаго.
До зарождения империи Инков на территории Перу возникали и распадались десятки других государств, часть из которых исчезала бесследно, а другие — становились частью культуры последующих политических образований. К примеру, империю Инков в определенном отношении можно назвать наследником более древнего государства, империи Уари, возникшей на территории Перу на излете античности.
Историков достаточно давно интересует то, как были связаны между собой эти индейские государства, а также то, как возникла империя Уари, как она была устроена и как далеко простирались ее культурные и административные границы. Недавно палеогенетики подтвердили высокую преемственность между империями Инков и Уари в ходе масштабного анализа ДНК древних индейцев, живших в Андах 0,5-9 тыс. лет назад. Как отмечают Муро и его коллеги, изучение культуры Уари осложнено тем, что эта древняя цивилизация не оставила после себя письменных источников, что не позволяет ученым напрямую выяснить то, как была устроена эта империя.
Американские археологи и химики их коллеги из Европы изучили химический состав чернил, которые древние мастера Уари и покоренных ими регионов Анд использовали для росписи керамических сосудов. Выяснилось, что везде применяли схожий состав черных чернил, содержащих в себе соли марганца. Это было характерно как для керамики, исполненной в стиле Уари, так и для сосудов с элементами местного декора, которые в прошлом были частью культуры покоренных Уари народов.
При этом ученые обнаружили, что до пришествия Уари многие из покоренных ими народов использовали другие формы черной краски, построенные на базе соединений железа и кальция. Как считают Муро и его коллеги, повсеместный переход мастеров этих народов на марганцевую краску говорит о том, что Уари напрямую контролировали производство керамики или красок по всей территории страны. Это указывает на высокий уровень централизации империи Уари, подытожили ученые.
Оригинал earth-chronicles.ru