30 тысяч лет назад Европа была землей открытых степей с стадами пасущихся мамонтов и других мегафауны — и поразительно однородной культурой человека. Ее жители, которых археологи называют граветтианами, обитали в пещерах или укрытиях, построенных из костей мамонта. Они вырезали из бивня мамонта скульптуры размером с ладонь, изображающие мамонтов, пещерных львов и стилизованные женские фигурины с сложными головными уборами и преувеличенными грудями и ягодицами, и оставляли свое характерное искусство и артефакты от Испании до западной России.
«Можно сказать, что граветтиан — это первая паневропейская культура», — говорит археолог Николас Конрад из университета Тюбингена.
Но несмотря на видимость, граветтианы не были единым народом. Новые данные ДНК, опубликованные сегодня в Nature, показывают, что граветтианы во Франции и Испании генетически отличались от групп, живущих в том, что сейчас является Чехией и Италией.
«То, что мы считали однородным вещью в Европе 30 тысяч лет назад, на самом деле является двумя отдельными группами», — говорит Матея Хайдиньяк, молекулярный биолог из Макс-Планка по эволюционной антропологии, который не был частью нового исследования.
Данные о граветтианах являются частью большого запаса древней европейской ДНК, который раскрывает поразительное генетическое разнообразие в рамках видимо объединенных доисторических культур. Обширное исследование проанализировало 116 новых секвенированных геномов и сотни ранее опубликованных, начиная примерно с 45 тысяч лет назад, когда первые современные люди достигли континента, и заканчивая примерно 6000 годом до нашей эры, и от Пиренейского полуострова до западных степей современной России.
Это «заполняет пробелы в пространстве и времени», — говорит главный автор исследования, генетик Козимо Пост из Тюбингена.
Генетические данные в период за периодом указывают на то, что выводы, сделанные на основе археологических доказательств, таких как инструменты, способы охоты и обряды погребения, нуждаются в переоценке.
«Эти культурные единицы, о которых думают археологи как о согласованных народах, не выдерживают испытания», — говорит Феликс Риде, археолог из университета Аархуса, который не был частью исследования. «Это большой шаг вперед».
Многие образцы были в плохом состоянии, а некоторые извлечены из необычных контекстов, таких как затопленный ландшафт между Британскими островами и Нидерландами, известный как Доггерленд. Новые аналитические методы и все более мощные инструменты секвенирования ДНК позволили исследователям извлечь информацию из крайне разложившихся костей и зубов, в том числе тех, которые содержали всего 1% своего первоначального генетического материала.
Что касается граветтиан, генетические данные помогают объяснить тонкие региональные различия в типах инструментов и стратегиях пропитания, которые мучили археологов десятилетиями.
Археологи заметили «небольшие культурные различия, но до сих пор мы не знали, были ли это одни и те же или разные народы», — говорит Хайдиньяк. Например, только люди в Восточной и Центральной Европе строили укрытия из костей мамонта.
Археолог из Лейденского университета Александр Верпоорте, который не был частью нового исследования, добавляет:
«Когда вы изучаете эти новые данные то видите, что даже женские фигурки делались по-разному из разных материалов, они находятся в разных условиях и находятся в разных контекстах». Теперь, кажется, они были созданы разными народами.
Оригинал earth-chronicles.ru