В 1742 году рабочий, копавший фундамент для новой лавки на городском рынке сливочного масла, обнаружил в земле под Ройстоном в Хартфордшире вход в глубокую шахту. То, что было обнаружено, оказалось гораздо более загадочным, чем зарытые сокровища: разбитая чашка и несколько украшений, человеческий череп и кости, а также стены, покрытые сверху донизу странными невыразительными фигурами.
Три столетия спустя пещера Ройстон остается одним из самых загадочных мест Британии, и все больше теорий относительно ее назначения не приближают к разгадке. Что делает пещеру такой интригующей для посетителей и историков, так это то, что она до сих пор остается загадкой; до сих пор остается загадкой, кто ее создал, когда и почему.
Существует множество теорий относительно назначения пещеры. Те, кто склонен к эзотеризму, утверждают, что пещера находится на пересечении двух линий лей – древних путей, теоретически соединяющих места духовной силы. Одна из них, так называемая Линия Михаила, проходит через Стоунхендж и Эйвбери. Легче поддается проверке тот факт, что пещера находится непосредственно под пересечением двух очень важных древних дорог: Икнилд-уэй и Эрмин-стрит. Большой камень у подножия — это все, что осталось от креста, который когда-то стоял на пересечении этих двух дорог, названного в честь леди Ройзии, местной аристократки, в честь которой, как считается, был назван Ройстон.
Антиквар Уильям Стакли, посетивший Ройстон через пару месяцев после повторного открытия пещеры в 1742 году и написавший раннее исследование о ее назначении, отметил, что такие кресты были обычным явлением на крупных перекрестках и служили двум целям в эпоху высокой религиозности и низкой грамотности: «Напоминать людям о произнесении своих молитв; и направлять их по дороге, по которой они хотели идти». Святые люди строили «кельи и гроты в скалах и пещерах, а также по обочинам дорог», направляя путешественников и молясь за них. Выдающаяся резьба в пещере, изображающая святого Христофора, покровителя путешественников, подтверждает теорию о том, что пещера служила своего рода убежищем.
В земле под Ройстоном можно рассмотреть галерею грубо вырезанных фигур с непроницаемыми лицами и орудиями пыток. Большинство из этих эпизодов повествуют о первых христианских мучениках и их мучителях. Среди христианских сцен есть языческие изображения: большое вырезанное изображение лошади и символ плодородия, известный как шила на гиг, изображающий женщину с увеличенными половыми органами. Так же можно рассмотреть изображенного человека, держащего череп в правой руке и свечу в левой, теоретически представляющий церемонию посвящения – дразнящий ключ к возможному назначению пещеры. Жутковатости рисункам добавляет их примитивное, почти детское исполнение.
Однако теория Уильяма Стакли не подтверждена и вызывает много вопросов. Например, почему тамплиеры использовали бы такой отдаленный и скрытый объект, когда у них уже был город Болдок и другие более удобные места для хранения товаров и ночлега? Кроме того, нет доказательств того, что тамплиеры когда-либо использовали пещеры в качестве убежища или хранилища.
Некоторые исследователи считают, что пещера могла использоваться как место для проведения языческих обрядов или даже для секретных встреч школы розенкрейцеров в XVII веке. Однако и эти теории не имеют достаточных доказательств.
Таким образом, пещера Ройстон остается загадкой, и ее истинное предназначение может оставаться неизвестным. Она продолжает привлекать туристов и любопытных исследователей со всего мира, которые хотят разгадать ее тайны и узнать больше о прошлом этого удивительного места.
Изучение пещеры Ройстон продолжается до сих пор. Каждый год исследователи находят новые артефакты и расшифровывают новые символы на стенах пещеры. Однако, несмотря на все усилия, загадка пещеры Ройстон остается не разгаданной
Оригинал earth-chronicles.ru