Ученые обнаружили ископаемые свидетельства цикличности климата на Марсе

Возможно, Марс не всегда был сухим и бесплодным пустынным местом. Новые данные свидетельствуют о том, что климатические условия на планете менялись, возможно, сезонно, и создавали благоприятные условия для возникновения жизни.

Одной из важных находок является обнаружение гексагональных узоров в кратере Гейла, которые указывают на историю повторяющихся циклов влажных и сухих условий. Во время сухих периодов минералы могли высыхать между влажными периодами, что привело к образованию специфических формаций, сохранившихся в виде окаменелостей.

«Мы обнаружили высохшие полимерные гребни с обогащением сульфатами, объединенные в Y-образные соединения, которые отражают трещины, образованные в свежей грязи вследствие повторяющихся циклов равной интенсивности», пишет команда под руководством геохимика Уильяма Рапена из университета Поля Сабатье во Франции.

«Вместо случайной гидрологической активности, вызванной ударом метеорита или вулканической активностью, наши результаты указывают на устойчивый, цикличный, возможно, сезонный климат на раннем Марсе.»

Эти выводы имеют значение не только для понимания более похожего на Землю климата на Марсе. Они также добавляют вес к уже существующим доказательствам того, что условия на раннем Марсе были благоприятны для возникновения биохимии — молекулярных основ жизни.

Из-за отсутствия тектонической активности поверхность Марса сохраняет обширную геологическую историю планеты, которая уходит в глубь до 4,3 миллиарда лет. В этой истории мы обнаружили многочисленные доказательства прошлого влажного Марса, с озерами, реками и океанами, которые сияли на поверхности планеты эпоху назад.

Однако гидроклимат раннего Марса сложнее восстановить. Но Рапен и его команда показали, что это возможно, если знать, как искать. На дне кратера Гейла, где исследует ровер Curiosity, они обнаружили ряд хорошо сохранившихся гексагональных узоров в осадочной породе, богатой солями кальция и магния, возраст которых составляет около 3,6-3,8 миллиарда лет, перекрывая два периода времени, известных как Ноахий и Геспериан.

Мы знаем, основываясь на том, что мы видим на Земле, какие процессы могут создавать такие узоры в сухих бассейнах. Исследователи после изучения вариантов пришли к выводу, что наиболее вероятное объяснение — это высыхание влажной грязи.

И не только однократное высыхание. Влажная грязь, которая высыхает, образует трещины в форме буквы T. Повторные циклы высыхания приводят к появлению трещин в форме буквы Y и, в результате, к образованию гексагонального узора.

Концентрация солей в осадочной породе гораздо выше, чем в базальтовой породе, что указывает на то, что соли были туда перенесены — вероятно, соленая вода проникала в грязь, затем испарялась, оставляя соль.

Наконец, толщина узорчатой породы указывает на то, что регулярные условия влажности и сухости сохранялись на Марсе в течение длительного времени — от тысяч до, возможно, миллионов лет.

У нас пока нет доказательств микробиологической жизни на Марсе, но эти циклические условия были бы благоприятными для организации органических молекул в сложные соединения. Мы знаем, что на Марсе есть органические молекулы и что они, вероятно, широко распространены. Циклы погоды — еще один фрагмент головоломки обитаемости.