Сатурн: планета с мегаштормами и тайнами

Сатурн, вторая по величине планета в Солнечной системе, всегда была объектом интереса астрономов. Ее кольца и яркий видимый слой облаков привлекают внимание ученых со всего мира. Но новое исследование, проведенное астрономами из Калифорнийского университета в Беркли и Мичиганского университета в Анн-Арборе, раскрывает другую сторону этой загадочной планеты.

Исследователи изучили радиоизлучение Сатурна и обнаружили долговременные нарушения в распределении аммиака газа в его атмосфере. Эти нарушения были связаны с мегаштормами, которые происходят на планете каждые 20-30 лет. По своей природе эти штормы напоминают земные ураганы, но они намного сильнее и длительнее.

Однако, как и в случае с Юпитером, ученые до сих пор не знают, что вызывает эти мегаштормы на Сатурне. Атмосфера планеты состоит в основном из водорода и гелия, с небольшими примесями метана, воды и аммиака. Именно аммиак играет ключевую роль в радиоизлучении Сатурна, поскольку он блокирует радиоволны. Исследователи обнаружили, что в районах, где аммиак истощается, радиоизлучение становится более слабым.

Это открытие имеет большое значение не только для понимания атмосферы Сатурна, но и для более широкой науки о планетах. Как отметил ведущий автор исследования Ченг Ли, оно «бросает вызов нашим текущим знаниям и раздвигает границы земной метеорологии». Понимание механизмов сильнейших штормов в Солнечной системе поможет ученым лучше понять не только планеты-гиганты, но и процессы, происходящие на Земле.

Для проведения исследования астрономы использовали Очень большую решетку Карла Г. Янски в Нью-Мексико, чтобы изучать радиоизлучение из глубины Сатурна. Радионаблюдения позволяют определить состав атмосферы планеты и изучить динамические, физические и химические процессы, происходящие в ее атмосфере.

Исследование Сатурна — это только одна из многих задач, с которыми сталкиваются астрономы при изучении планет в Солнечной системе. Каждая планета скрывает свои тайны и загадки, которые ученые стремятся разгадать. И только с помощью новейших технологий и методов исследования мы можем приблизиться к ответам на эти вопросы.