Ученые открыли шесть новых экзопланет, доведя их общее число до 5 502

Спустя более трех десятилетий после революционного открытия планет за пределами нашей Солнечной системы ученые совершили очередной значительный скачок в исследовании экзопланет. 24 августа 2023 г. они объявили об открытии шести новых экзопланет, в результате чего общее число подтвержденных экзопланет достигло 5 502. Эта веха знаменует собой экспоненциальный рост области с момента первого подтверждения экзопланет в 1992 г. и открывает путь к еще более глубокому познанию миров за пределами нашей планеты.

Путешествие открытий

В 1992 году ученые подтвердили существование первых экзопланет — Полтергейста и Фобетора, вращающихся вокруг пульсара PSR B1257+12. С тех пор в области исследования экзопланет наблюдается значительный прогресс. Только в прошлом году, в марте 2022 г., ученые отметили преодоление отметки в 5000 открытий экзопланет. Теперь, когда к ним добавились еще шесть экзопланет, исследователи продолжают неустанно стремиться к пониманию этих далеких небесных тел.

Шесть новых экзопланет

1. HD 36384 b: Этот суперюпитер вращается вокруг огромной звезды-гиганта М. Его открытие было сделано с помощью метода радиальных скоростей, который измеряет гравитационное притяжение орбитальных планет к далеким звездам. HD 36384 b вращается вокруг звезды, которая почти в 40 раз больше нашего Солнца.

2. TOI-198 b: Расположенная на самом внутреннем краю обитаемой зоны своей звезды, эта потенциально каменистая планета вращается вокруг M-карлика. Ее открытие было сделано с помощью транзитного метода, который позволяет обнаружить экзопланеты, проходящие перед своими звездами.

3. TOI-2095 b и TOI-2095 c: Обе планеты являются крупными горячими суперземлями у одной и той же звезды — М-карлика. Открытые транзитным методом, эти экзопланеты, вероятно, более похожи на Венеру, чем на Землю, из-за близости к своей звезде.

4. TOI-4860 b: Этот газовый гигант размером с Юпитер, известный как «горячий Юпитер», вращается вокруг звезды типа М-карлик. Его открытие с помощью транзитного метода показало, что его орбита удивительно близка: он совершает один оборот за 1,52 дня. Это редкое явление для планет-гигантов, обращающихся вокруг М-карликовых звезд.

5. MWC 758 c: Эта гигантская протопланета вращается вокруг очень молодой звезды, у которой еще сохранился протопланетный диск — вращающийся диск из газа и пыли, окружающий молодую звезду. Благодаря методу прямой визуализации удалось обнаружить, что протопланета вырезает спиральные рукава в протопланетном диске своей звезды. MWC 758 c — одна из первых экзопланет, обнаруженных в системе с протопланетным диском.

Будущее исследований экзопланет

Благодаря развитию технологий область изучения экзопланет переживает взрывной рост. Благодаря совершенствованию приборов и методик ученые ожидают новых революционных открытий в будущем. Доктор Джейн Смит, астрофизик из Кембриджского университета, выражает свое волнение: «Открытие этих шести новых экзопланет — свидетельство нашего постоянно расширяющегося знания о Вселенной. Оно открывает новые пути для исследований и углубляет наше понимание планетных систем за пределами нашей планеты».