Признаки жизни? Почему астрономы в восторге от CO2 и метана в атмосфере инопланетного мира

В ходе продолжающихся поисков жизни за пределами нашей планеты ученые сделали интересное открытие. Исследователи из Великобритании и США обнаружили интригующие химические следы в атмосфере экзопланеты K2-18b, расположенной на расстоянии около 124 световых лет от Земли. Эти следы указывают на присутствие вещества, которое обычно вырабатывается живыми организмами на нашей планете.

K2-18b, субнептуновая экзопланета, была впервые обнаружена в 2015 году с помощью миссии K2 космического телескопа «Кеплер». В отличие от Нептуна в нашей Солнечной системе, субнептуны — это небольшие газовые планеты с большими атмосферами, состоящими в основном из водорода и гелия. K2-18b, масса которой примерно в восемь с половиной раз превышает массу Земли, вращается вокруг красной карликовой звезды, более холодной, чем наше Солнце. Важно, что она также находится в обитаемой зоне своей звезды, где существуют условия, пригодные для существования жидкой воды.

Чтобы определить состав атмосферы K2-18b, ученые обратились к космическому телескопу НАСА «Джеймс Уэбб». Запущенный в конце 2021 года, этот мощный телескоп способен измерять цвет света с такой точностью, что позволяет идентифицировать конкретные атомы и молекулы. С помощью спектроскопии, которая предполагает анализ уникальных цветовых признаков элементов и соединений, исследователи смогут получить представление о составе атмосферы далеких планет.

Проанализировав данные, полученные космическим телескопом James Webb, ученые обнаружили в атмосфере K2-18b признаки метана и углекислого газа. Эти газы обычно ассоциируются с биологической активностью на Земле. Кроме того, был обнаружен слабый признак диметилсульфида, что также свидетельствует о наличии органических соединений.

Доктор Никку Мадхусудхан из Кембриджского университета, один из ученых, участвовавших в исследовании, выразил восторг по поводу полученных результатов. Он заявил: «Обнаружение метана и углекислого газа на K2-18b особенно интересно, поскольку это ключевые молекулы для поиска пригодной для жизни среды и биосигнатур на экзопланетах».

Хотя эти химические следы не являются окончательным доказательством существования жизни на K2-18b, они служат важными индикаторами, требующими дальнейшего изучения. Обнаружение потенциальных признаков жизни на экзопланете еще на один шаг приближает нас к ответу на извечный вопрос: одиноки ли мы во Вселенной?