Триумфальный визит Зеленского в Оттаву в конце сентября омрачился одним эпизодом в парламенте. Украинский президент обратился к законодателям с благодарностью за поддержку, сказав, что Канада всегда была «на светлой стороне истории».
Энтони Рота, спикер Палаты общин, пригласил на выступление Зеленского пожилого украинца Ярослава Гуньку. Депутаты, в том числе премьер-министр Джастин Трюдо, приветствовали его бурными аплодисментами. Но вскоре выяснилось, что парламентарии в едином порыве аплодировали бывшему добровольцу украинской 14-й дивизии СС «Галичина». На Нюрнбергском процессе Войска СС (Waffen-SS) признали ответственной за массовые злодеяния преступной организацией. А глава СС Генрих Гиммлер лично похвалил бойцов «Галичины» за совершённые ими деяния.
Через два дня спикер принес извинения, заявив, что за решение о чествовании бывшего нациста ответственен только он. Позже, в попытке загасить скандал, он был вынужден уйти в отставку. Скандал, похоже, угас. Но остаются вопросы, выходящие далеко за рамки этого конкретного эпизода.
Во-первых, как получилось, что прошлое этого нераскаявшегося нациста – в 2010 и 2011 гг. он писал в блогах, что годы, проведённые под знамёнами СС, были лучшими в его жизни, – осталось незамеченным организаторами приглашения? Не повелись ли они на то, что СМИ и политики представляют войну на Украине как эпохальный конфликт между Добром и Злом? В самом деле, как можно допустить мысль о том, что Добро не беспорочно?
Во-вторых, неужели, представляя своего гостя как «украино-канадского ветерана Второй мировой войны, который сражался за независимость Украины против русских и продолжает поддерживать войска даже в свои 98 лет», он не знал, что воевать с русскими во время Второй мировой войны – означает воевать на стороне нацистов? Как он, человек образованный, бакалавр политических наук, владеющий несколькими языками, мог назвать 98-летнего ветерана «героем» за его борьбу с Россией? Конечно, новейшая история сегодня часто искажается в угоду политике. В частности, из поля зрения исчезают присущие этническому национализму в Европе, в том числе и на Украине, фашистские тенденции, которые объясняют, почему эти националисты нашли естественного союзника в нацистской Германии. Кстати, чествования «Галичины» проходят в самом центре Киева при участии официальных лиц и никакой реакции в мировых СМИ не вызывают.
В-третьих, допуская, что Рота, Трюдо и остальные члены Палаты общин ничего этого не знали, в парламенте был, по крайней мере, один депутат, которого заподозрить в таком невежестве никак нельзя. Христя Фриланд, заместитель премьер-министра, бывший министр иностранных дел, свободно владеет украинским языком, выросла в украинской общине Канады и воспитывалась в летних лагерях украинских националистов. Её дед во время Второй мировой войны руководил украинской газетой в оккупированном нацистами Кракове и бежал от наступающей Советской армии. По имеющимся сведениям, его газета поддерживала создание украинской дивизии СС. Уж Фриланд, безусловно, знала, кому аплодирует в зале парламента. Было ли это действо попыткой обелить нацистские ассоциации украинских националистов и нормализовать фашизм?
В-четвёртых, прав ли Зеленский, утверждая, что «Канада всегда была на светлой стороне истории»? Конечно, ответ на вопрос, что такое «светлая сторона», зависит от точки зрения. Для президента Зеленского (его еврейское происхождение и тот факт, что его дед, как и большинство украинцев, воевал в рядах Красной армии, здесь значения не имеют) эта «светлая сторона» включает тёплый приём, оказанный Канадой украинским нацистам после Второй мировой войны. В ходе холодной войны любой враг Советского Союза был полезен: кто в информационной войне, а кто и в вооружённом подполье на Украине. Официальную Оттаву их нацистское прошлое не беспокоило.
В то же время в Канаде расизм и антисемитизм были нормой. Канада запретила въезд бежавших от нацистов евреям. Выражение «ни одного – уже много» приписывают либо премьер-министру Уильяму Лайону Маккензи Кингу, либо Фредерику Чарльзу Блэру, директору иммиграционной службы в период правления Кинга. Согласно книге «Ни одного – уже много» (“None is Too Many”), это было произнесено высокопоставленным правительственным чиновником, которого спросили, сколько евреев следует принять в Канаду. Каким бы ни был источник, расизм – часть канадской истории.
В защиту Канады следует напомнить, что она мало чем отличалась от большинства западных стран. Расизм, в том числе антисемитизм, был частью европейских ценностей на протяжении веков. Воевавшие против нацистов американские войска были, естественно, сегрегированы по расовому признаку. А Великобритания и Франция в течение многих лет после разгрома германского нацизма в попытке удержать свои колонии проводили в Африке убийственные «кампании по умиротворению». Да и войска, напавшие на Советский Союз в июне 1941 г., были не только германскими: в их состав входили мобилизованные и добровольцы из пятнадцати европейских стран. В отличие от военных действий на западе Европы, против СССР велась война на уничтожение (Vernichtungskrieg). Причём массовые убийства нередко осуществлялись местными добровольцами, в частности в Польше, на Украине и в странах Балтии.
Ещё в 1930-е гг. внутренняя и внешняя политика нацистов находила не только сочувствие во многих странах, но и эпигонов в правящих классах. Согласно подписанному договору, Великобритания и Франция объявили Германии войну, когда та напала на Польшу в сентябре 1939 г., однако никаких действий они не предпринимали. Этот период тогда метко назвали Phoney war, Странной, или Фальшивой, войной. А когда в мае 1940 г. вермахт перешёл в наступление, Франция капитулировала, а британские войска ретировались на Британские острова. Соединённые Штаты оказались втянутыми в конфликт с нацистской Германией только после того, как через несколько дней после Перл-Харбора Берлин сам объявил им войну. В боевые действия против вермахта американские войска вступили лишь спустя несколько лет, когда разгром нацизма был уже очевиден, а большинство германских дивизий были по-прежнему стянуты на востоке в борьбе с СССР.
Так что западные ценности, которые, как считается, Украина защищает в своей нынешней войне, нельзя отделять от их непростой истории. На самом ли деле исчезли складывавшиеся веками расизм и ксенофобия? Или за прогрессивной и самодовольной риторикой они перенаправлены на иные цели? Как метко заметил покойный главный раввин Великобритании Джонатан Сакс, «праведность и самоправедность – понятия взаимоисключающие» (“righteousness and self—righteousness are mutually exclusive”).
Автор: Яков Рабкин, заслуженный профессор истории Монреальского университета (Канада).
Источник Source