Охота за девятой планетой: Может ли быть другое объяснение?

В течение многих лет ученые искали таинственную девятую планету во внешних областях нашей Солнечной системы. Однако новое исследование физиков-теоретиков показывает, что аномалии, наблюдаемые на орбитах объектов в этом регионе, могут быть связаны не с девятой планетой, а с измененным законом гравитации.

Теория модифицированной ньютоновской динамики (MOND) предполагает, что закон гравитации Ньютона справедлив до определенного момента, но когда гравитационное ускорение становится достаточно малым, вступает в силу иное гравитационное поведение. Эта теория успешно объясняет наблюдения галактического масштаба и рассматривается как альтернатива концепции темной материи.

Однако теперь исследователи Харш Матур (Harsh Mathur) и Кэтрин Браун (Katherine Brown) обнаружили, что MOND может оказывать существенное влияние и на внешнюю часть Солнечной системы. Их исследование, опубликованное в журнале The Astronomical Journal, предполагает, что MOND может объяснить наблюдаемое скопление объектов во внешней части Солнечной системы, которое ранее приписывалось девятой планете.

Охота за девятой планетой

Поиски девятой планеты начались в 2014 году, когда астрономы заметили во внешней части Солнечной системы группу объектов с необычными орбитами. Эти объекты, включая карликовую планету Седна, как оказалось, находятся под влиянием гравитации крупного удаленного объекта. С тех пор было обнаружено еще больше объектов с похожими орбитами, что привело к гипотезе о существовании девятой планеты.

Однако работа Матура и Брауна ставит эту идею под сомнение. Они обнаружили, что MOND предсказывает именно ту кластеризацию, которую наблюдали астрономы, и предположили, что в девятой планете, возможно, нет необходимости. Вместо этого аномалии могут быть объяснены модифицированным законом гравитации.

Последствия для нашего понимания гравитации

Если MOND действительно объясняет наблюдаемые орбитальные особенности, то это будет иметь значительные последствия для нашего понимания гравитации. Как поясняет Матур, «если мы обнаружим, что MOND может объяснить внешнюю Солнечную систему без девятой планеты, то нам придется пересмотреть наше понимание гравитации и того, как она действует в различных масштабах».

Это потенциальное открытие также поднимает вопрос о существовании темной материи, поскольку MOND была предложена в качестве альтернативной теории для объяснения галактической динамики без необходимости наличия темной материи. Если MOND окажется верной на меньших масштабах, это может означать, что темной материи, возможно, вообще не существует.

Необходимы дальнейшие исследования

Хотя исследование Матура и Брауна дает убедительные доказательства влияния MOND на внешнюю часть Солнечной системы, они предупреждают, что необходимы дальнейшие исследования. Имеющийся набор данных невелик, и нельзя исключить другие объяснения наблюдаемых аномалий.

Однако их работа добавляет еще одну возможность в продолжающуюся дискуссию о существовании девятой планеты в нашей Солнечной системе. И независимо от результатов, эта работа подчеркивает важность постоянных вопросов и проверок нашего понимания окружающей нас Вселенной.