Ученые обнаружили «переключатель», вызывающий смерть раковых клеток

Группа исследователей из Комплексного онкологического центра Калифорнийского университета в Дэвисе (UC Davis Comprehensive Cancer Center) сделала революционное открытие, которое может произвести переворот в лечении рака. Они определили важнейший эпитоп рецептора CD95, также известного как Fas, который может активировать запрограммированную клеточную смерть. Это открытие может открыть двери для усовершенствованных методов лечения рака и распространить преимущества терапии химерными антигенными рецепторами (CAR) Т-клеток на солидные опухоли, такие как рак яичников.

Рецепторы CD95, обычно называемые «рецепторами смерти», представляют собой белковые структуры, находящиеся внутри клеточных мембран. Когда эти рецепторы активируются, они выделяют сигнал, который заставляет клетки самоуничтожаться. Модулируя Fas, исследователи полагают, что смогут повысить эффективность CAR T-клеточной терапии и воздействовать на Fas в опухолях.

При традиционных методах лечения рака, таких как хирургия, химиотерапия и радиотерапия, рак, устойчивый к терапии, часто рецидивирует. Иммунотерапия, например, CAR T-клеточная иммунная терапия и антитела, активирующие молекулы рецепторов иммунных контрольных точек, показали перспективность в прерывании этого цикла. Однако они помогают лишь небольшому числу пациентов, особенно с солидными опухолями, такими как рак яичников, тройной негативный рак молочной железы, легкого и поджелудочной железы.

CAR T-клеточная терапия предполагает модификацию Т-клеток пациента путем прививки им антитела, нацеленного на опухоль, для воздействия на опухоли. Хотя эти модифицированные Т-клетки доказали свою эффективность в борьбе с раком крови, они неоднократно оказывались безуспешными в борьбе с солидными опухолями. Проблема заключается в микросреде опухоли, которая не позволяет Т-клеткам и другим иммунным клеткам проникать в опухолевые клетки.

Чтобы преодолеть эту проблему, исследователи сосредоточили свое внимание на рецепторах смерти, таких как Fas. Эти рецепторы вызывают запрограммированную гибель клеток при воздействии на них, что позволяет одновременно уничтожать опухолевые клетки и повышать эффективность иммунотерапии и CAR T-клеточной терапии.

«Такие опухоли часто называют «холодными», поскольку иммунные клетки просто не могут проникнуть в микросреду, чтобы обеспечить терапевтический эффект», — пояснил Джогендер Тушир-Сингх, доцент кафедры медицинской микробиологии и иммунологии и старший автор исследования. «Не имеет значения, насколько хорошо мы разработаем антитела и Т-клетки, активирующие иммунные рецепторы, если они не смогут подобраться к опухолевым клеткам. Следовательно, нам необходимо создать пространство, чтобы Т-клетки могли проникнуть внутрь».

Открытие важнейшего эпитопа на рецепторе CD95 дает надежду на разработку таргетной терапии, способной преодолеть трудности, связанные с солидными опухолями. Поняв, как модулировать Fas, исследователи могут создать в микросреде опухоли пространство, позволяющее Т-клеткам проникать в нее и эффективно атаковать раковые клетки.

Это новаторское исследование способно изменить методы лечения рака и улучшить результаты лечения пациентов с солидными опухолями. Оно позволяет по-новому взглянуть на механизмы программируемой клеточной гибели и открывает двери для дальнейших исследований в области иммунотерапии.