Квантовый прорыв: ученые открыли новый способ стереть ошибки квантового компьютера

Квантовые компьютеры уже давно называют будущим решения проблем, способным произвести революцию в таких областях, как материаловедение, медицина и физика. Однако эти передовые машины до сих пор страдают от ошибок, которые мешают их работе. В новаторском исследовании, опубликованном в журнале Nature, ученые из Калифорнийского технологического института впервые успешно продемонстрировали выявление и устранение ошибок «стирания» в квантовых вычислительных системах.

В отличие от классических компьютеров, использующих биты для хранения и обработки информации, квантовые компьютеры используют кубиты, которые могут существовать в нескольких состояниях одновременно благодаря принципам квантовой механики. Это свойство, известное как суперпозиция, позволяет квантовым компьютерам выполнять сложные вычисления с экспоненциальной скоростью по сравнению с классическими компьютерами. Однако оно же делает эти системы крайне восприимчивыми к ошибкам.

Наблюдение или измерение кубита может привести к его распаду в одно состояние, что приведет к ошибкам. Это создает серьезную проблему для исследователей, пытающихся обнаружить и исправить эти ошибки, не вызывая дальнейших сбоев в работе. Однако команда из Калифорнийского технологического института совершила прорыв, разработав квантовый ластик, который может точно обнаружить и стереть конкретные ошибки без каких-либо последствий.

Под руководством Адама Шоу и Паскаля Шолла исследователи сосредоточились на платформе для квантовых вычислений, которая использует массивы нейтральных атомов, заключенных в «пинцет» из лазерного света. Манипулируя отдельными нейтральными атомами щелочноземельных металлов и возбуждая их до высокоэнергетических состояний, они смогли создать запутанность между атомами, что является важнейшим аспектом квантовых вычислений.

Команда обнаружила, что определенные ошибки в системе заставляют атомы излучать свет, делая их видимыми и обнаруживаемыми. Используя эту возможность, они разработали метод, позволяющий отбрасывать ошибочные атомы, эффективно стирая ошибки и повышая эффективность квантового моделирования.

Шоу объясняет: «Обычно в квантовых компьютерах очень сложно обнаружить ошибки, потому что сам процесс поиска ошибок приводит к их появлению. Но мы показали, что при тщательном контроле мы можем точно находить и стирать определенные ошибки без последствий, откуда и пошло название «стирание»».

Способность обнаруживать и исправлять ошибки имеет решающее значение для развития квантовых вычислений. Как объясняет Шолль, «эти запутанные состояния можно представить как корзины, полные яблок, где атомы — это яблоки. Со временем некоторые яблоки начинают гнить, и если их не удалить из корзины и не заменить свежими, то все яблоки быстро станут гнилыми». Непонятно, как полностью предотвратить эти ошибки, поэтому единственным приемлемым вариантом на сегодняшний день является их обнаружение и исправление».

Эксперты считают, что этот прорыв в области исправления ошибок еще на один шаг приближает нас к реализации всего потенциала квантовых компьютеров. Способность выявлять и устранять ошибки повысит надежность и точность квантовых вычислений, открывая путь к революционным достижениям в различных областях.