Новое открытие: Астрономы обнаружили радиоволны от сверхновой типа Ia, раскрывая тайны взрывов белых карликов

Астрономы впервые успешно обнаружили радиоволны, излучаемые сверхновой типа Ia. Это замечательное наблюдение позволяет получить важнейшие сведения о взрывной природе белых карликовых звезд и их богатой гелием среды. Полученные результаты проливают новый свет на механизмы, лежащие в основе этих катаклизмических событий, и позволяют глубже понять процесс расширения Вселенной.

Понимание сверхновых типа Ia

Сверхновые типа Ia — это ядерные взрывы, происходящие в белых карликовых звездах. Эти небесные явления играют важную роль в измерении космологических расстояний и расширении Вселенной. Однако точный триггер сверхновых типа Ia до сих пор остается неустановленным. Поскольку одиночные белые карлики не взрываются, ученые предположили, что причиной взрыва может быть аккреция массы соседней звезды-компаньона. Как правило, аккрецирующая масса состоит в основном из водорода. Однако предполагалось также, что белые карлики могут накапливать гелий от звезд-компаньонов, сбросивших свои внешние водородные слои.

[embedded content]

Разгадка тайн аккреции вещества

При поглощении белым карликом вещества от звезды-компаньона не все оно непосредственно падает на поверхность белого карлика. Вместо этого часть вещества образует облако околозвездной материи, окутывающее бинарную звездную систему. Когда белый карлик взрывается внутри этого околозвездного вещества, ударные волны от взрыва возбуждают атомы, заставляя их излучать мощные радиоволны. Несмотря на многочисленные наблюдения сверхновых типа Ia, возникающих в околозвездных облаках, радиоволновое излучение, связанное с этими событиями, оставалось необнаруженным.

Прорыв в наблюдениях

Международная группа исследователей, в которую вошли ученые Стокгольмского университета и Национальной астрономической обсерватории Японии (NAOJ), провела тщательные наблюдения сверхновой типа Ia, которая произошла в 2020 году. Исследование показало, что эта сверхновая была окружена околозвездным веществом, состоящим преимущественно из гелия. Кроме того, они успешно обнаружили радиоволны, излучаемые сверхновой. Сравнив наблюдаемую силу радиоволн с теоретическими моделями, исследователи установили, что звезда-прародитель — белый карлик — ежегодно аккрецировала вещество со скоростью, составляющей примерно 1/1000 массы Солнца. Это новаторское наблюдение подтверждает, что сверхновые типа Ia могут быть вызваны аккрецией массы звезды-компаньона с богатым гелием внешним слоем.

Последствия для будущих исследований

Обнаружение радиоволн, испускаемых сверхновой типа Ia с высоким содержанием гелия, имеет огромное значение для дальнейшего понимания механизмов взрыва и предвзрывных условий этих событий. В настоящее время группа исследователей планирует расширить свое исследование за счет поиска радиоизлучения других сверхновых типа Ia с целью выяснения эволюционных процессов, приводящих к возникновению этих взрывных явлений.

Это новаторское открытие привлекло внимание специалистов в данной области, которые подчеркивают его значение для углубления наших знаний о взрывах белых карликов и их роли в формировании космоса.