Ученые выяснили, что плач ребенка стимулирует выработку грудного молока у матерей

Грудное вскармливание — важнейший аспект материнской заботы, обеспечивающий младенцев необходимыми питательными веществами и укрепляющий связь между матерью и ребенком. Новое исследование, проведенное учеными Школы медицины Гроссмана Нью-Йоркского университета, пролило свет на механизмы, лежащие в основе выделения окситоцина у матерей, когда их дети плачут, стимулируя выработку грудного молока. Это новаторское исследование не только углубляет наше понимание связи между матерью и младенцем, но и подчеркивает важность постоянной материнской заботы, даже в моменты истощения.

На протяжении многих веков было замечено, что плач ребенка может стимулировать выработку молока у матери. Однако точные механизмы, лежащие в основе этого явления, до сих пор оставались неясными. Исследование, результаты которого будут опубликованы в журнале Nature, показывает, что когда детеныш мыши плачет, звуковая информация поступает в определенную область мозга матери, известную как заднее интраламинарное ядро таламуса (PIL). Оттуда сигналы поступают к окситоцин-высвобождающим клеткам мозга в гипоталамусе, который отвечает за регуляцию гормональной активности.

Интересно, что, как показало исследование, эти нейроны гипоталамуса обычно сдерживаются белками, которые действуют в качестве привратников, предотвращая ненужный выброс молока. Однако примерно через 30 секунд непрерывного плача сигналы от ПИЛ накапливаются и преобладают над этими тормозящими белками, что приводит к выделению окситоцина.

Подготовка к кормлению: Роль высвобождения окситоцина

Хабон Исса, аспирант NYU Langone Health и соавтор исследования, объясняет, что полученные результаты раскрывают, как плачущий младенец подготавливает мозг матери к кормлению. Без такой подготовки может произойти задержка потока молока после сосания, что может привести к расстройству ребенка и стрессу родителей.

Кроме того, исследование показало, что повышение уровня окситоцина происходит только у мышей-матерей, но не у нерожавших самок. Кроме того, мозговые схемы матерей реагировали только на крики их собственных детенышей, а не на сгенерированные компьютером звуковые сигналы, имитирующие естественные крики. Это позволяет предположить, что выделение окситоцина связано именно со связью матери и младенца.

В исследовании использовался относительно новый молекулярный датчик iTango, позволяющий в режиме реального времени измерять выделение окситоцина из клеток мозга. Это позволило исследователям непосредственно наблюдать за активностью гормона, поскольку предыдущие методы позволяли проводить лишь косвенные измерения с использованием косвенных признаков из-за быстрой деградации гормона.

Влияние на родительское поведение

Еще одним аспектом исследования было понимание влияния этой схемы на поведение родителей. Обычно, когда детеныши бродят или удаляются из гнезда, мать быстро возвращает их, независимо от того, сколько раз это происходит. Однако когда связь между нейронами PIL и окситоцином была химически заблокирована, мыши в конце концов устали и перестали искать своих детенышей. Как только система была восстановлена, матери преодолели усталость и возобновили заботу о своих детенышах.

Результаты этого исследования не только способствуют пониманию сложных механизмов, лежащих в основе грудного вскармливания, но и подчеркивают важность непрерывной материнской заботы. Выброс окситоцина заставляет матерей биологически реагировать на крики ребенка и обеспечивать его питанием даже в моменты истощения.