Когда мы думаем о ведьмах, мы вспоминаем Хэллоуин и страшные фильмы. Многие люди не понимают, что ведьмы существуют гораздо дольше, чем все эти вещи, — еще со времен Древней Греции и Рима…
На самом деле, во многих древних культурах есть женские фигуры, которые можно точно охарактеризовать как ведьмы. Ведьма — это культурный конструкт: некто (почти всегда женщина), использующий колдовство для достижения какой-то цели или для наведения порчи на зло. В древнем мире (как, впрочем, и в современном) они часто были воплощением мужского страха перед женской сексуальностью и силой.
Греческое общество было патриархальным: женщины должны были подчиняться мужчинам. Если их не контролировали, считалось (мужчинами), что они способны на всякое зло. Греки верили, что ведьма может совершить любое зло, как, например, Медея, которая убила собственных детей, чтобы отомстить их отцу Ясону.
Более того, как и во многих других доиндустриальных обществах, в греко-римском мире вера в магию была универсальной: она была просто частью повседневной жизни многих людей. Люди часто приписывали бедствия ведьмам, которые были способны на то, что сегодня называется черной магией.
Так, в греческой литературе действительно существует множество изображений женщин, занимающихся колдовством: еще у Гомера есть древнегреческие упоминания о женщинах, которые произносили заклинания. Например, Геката почиталась как богиня магии и колдовства. Одной из отличительных особенностей греческих ведьм было то, что они были сексуально необузданными и хищными.
Хорошим примером греческой ведьмы является Цирцея, которая, преследуя Одиссея, превратила его людей в свиней и держала героя фактически в плену на своем острове. Цирцея. Как и другие ведьмы, она занималась фармаконом: приготовлением варок и зелий. Другой пример ведьмы из греческой мифологии — Ламия, которая после того, как ее детей убила Гера, превратилась в чудовище, пожирающее детей. В этой сказке мы видим истоки многих историй о колдуньях, поедающих детей.
Римляне, похоже, были озабочены колдовством даже больше, чем греки. В законе «Двенадцати таблиц» запрещалось произносить заклинания, наносящие вред урожаю, скоту и людям. В римском мире колдовство было смертным преступлением, и ведьм могли сжечь или закопать заживо. Очень распространены были таблички с проклятиями. Это были артефакты, которые, как считалось, могли проклясть или навредить жертве, и их часто покупали у женщин, которых можно было принять за ведьм.
Многие ведьмы, особенно в римском мире, ассоциировались с ядами. Женщины, которые изготавливали зелья и духи, могли быть осуждены как ведьмы. В некоторых латинских источниках упоминаются женщины, занимавшиеся некромантией, и даже те, кого считали оборотнями. В Риме были как мужчины, так и женщины-колдуны или маги, и их часто преследовали за то, что они накладывали заклятия на императора. Как писал Плиний Младший: все боялись ведьм и их заклинаний. Римляне начали первые известные охоты на ведьм в императорский период, задолго до того, как христиане начали сжигать ведьм.
В отличие от греческих изображений ведьм, римская ведьма руководствовалась чистой злобой и недоброжелательностью. Одно из самых ранних изображений римских ведьм мы находим в стихах Горация. Он изображает двух колдуний с бледной кожей, длинными ногтями и дикими волосами, которые очень похожи на современные изображения.
Они изображены закапывающими голову волка под полной луной, чтобы вызвать мертвых и заставить их исполнить свои желания. Одной из самых известных ведьм в латинской литературе была Эрихто в «Фарсалии» Лукана. В этом эпосе она оскверняет трупы умерших и убивает людей. Она даже наводит ужас на духов царства мертвых, крича во все горло их трупам на земле. Широко распространено было мнение, что ведьмы убивали детей и использовали части их тела для заклинаний.
Одними из самых характерных римских ведьм были так называемые стрикс, или совиные ведьмы. Это были женщины, воплощавшие в себе крики птиц-злодеев, которые пожирали плоть детей. Они часто похищали младенцев и подменяли их соломенными куклами.
Хотя ведьмы часто изображаются классическими авторами-мужчинами как зло, многие люди, возможно, не считали их таковыми. Многие женщины, знающие травы и зелья, продавали любовные зелья и занимались тем, что мы можем назвать «белой магией». Такие «ведьмы» часто считались целительницами и уважаемыми членами своей общины.
На классическое изображение ведьм в значительной степени повлияло мужское женоненавистничество: те, кого многие элитные мужчины называли ведьмами, часто были «мудрыми женщинами», к помощи которых часто обращались бедняки и другие женщины.
Вполне вероятно, что многие представления о ведьмах были мотивированы мужскими страхами перед женской сексуальностью и использовались для оправдания существующего патриархата.
Так, может быть, ведьмы все-таки не чудовища, а просто их неправильно понимают? А может быть, на меня наложено заклятие!
Оригинал earth-chronicles.ru