Период средневековья в Западной Европе, длившийся с 500 до 1400 года н.э., представлял собой гораздо более простое (и во многих отношениях гораздо более жестокое) время, чем мир, в котором мы живем сегодня.
С тех пор наше понимание науки и природы значительно расширилось, особенно если учесть странные и необычные представления многих людей того времени о том, как устроен мир.
Кто-нибудь хочет отдать свинью под суд? Люди Средневековья считали это вполне логичным. Так же, как и некоторые представители той эпохи считали разумным, что определенный вид ягнят может расти на дереве.
Конечно, сейчас мы знаем, что ни одно животное не вырастает из растения, укорененного в земле. Однако в Средние века жители Западной Европы, которые только-только начали осваивать мир в больших масштабах, считали, что именно это они и обнаружили, путешествуя на восток.
В связи с этим существует несколько теорий о том, что они могли увидеть вместо этого, которые могут объяснить это необычное, но в то же время распространенное убеждение Средневековья.
Представление в Средние века о том, что ягненок может расти на дереве, тоже не было чем-то из ряда вон выходящим. О ягненке — включая описания того, как он выглядит, каков он на вкус, и какие животные могли охотиться на это обычное стадное животное, растущее на дереве — много писали, и, в общем, относились к этому вполне серьезно.
Первый известный случай появления ягненка в письменном виде относится к 500 году н.э. в трудах раввина Иоханана в «Талмуде Иеросолимитанум». По словам Генри Ли, ученого XIX века, исследовавшего эту историю в своей книге «Овощной ягненок Тартарии: Предание и его толкование».
Описание раввина Йоханана остается удивительно последовательным во всех упоминаниях о растении, из которого вырастает ягненок. Очевидно, люди что-то увидели.
Некоторые писатели, например, сэр Джон Мандевиль, живший в 14 веке, даже утверждали, что пробовали мясо этого гибрида ягненка и растения под названием «барометц».
В одном из древних упоминаний о барометце говорится, что по вкусу он напоминал не курицу, а рыбу, и был полон сладкой крови.
Однако к 16 веку просвещенные мыслители эпохи Возрождения поставили под сомнение существование барометца, которого иногда называли скифским ягненком — Скифией жители Европы в то время называли южную Сибирь.
Джон Эвелин — «Сивилла: или, Рассуждение о лесных деревьях» (издание 1825 года)
«Этот овощ называют тартарским ягненком, так как он похож по форме на это животное. Обычно у него четыре стебля, похожие на ноги, а тело покрыто коричневатым пухом. Путешественники сообщают, что он не потерпит, чтобы на определенном расстоянии от его места росли какие-либо овощи. -М-р Белл в своем «Отчете о путешествии из Санкт-Петербурга в Исапахан» сообщает нам, что он тщетно искал это растение в окрестностях Астрахани»
По мере того как шло время, и все больше узнавали об общей физиологии теплокровных животных, многие скептически относились к тому, что любое млекопитающее может прорасти из земли, как растение.
Так врали ли люди, утверждавшие, что видели тартарского овощного ягненка, или они просто наблюдали нечто чуждое их западноевропейскому мировоззрению?
Сэр Ханс Слоан — «Дальнейший рассказ о содержимом Китайского кабинета» (1698 год)
«На рис. 5 изображено то, что обычно, но неверно, в Индии называют тартарским ягненком. Кажется, что он был сформирован художниками для подражания ягненку, корни или восходящая часть сделаны похожими на тело, а сохранившиеся ножные стебли — на ноги. Я был заверен доктором Брауном, который сделал очень хорошие наблюдения в East-Indies, что ему сказали там те, кто жил в Китае, что этот пух или волос растения используется ими для остановки крови в свежих ранах, как паутина у нас, и что они имеют его в таком большом уважении, что мало домов не имеют его.»
Может быть, это был хлопок?
Хлопок, зародившийся в Индии и распространившийся по долине реки Инд, был завезен в Грецию в древности, а сам хлопок с незапамятных времен описывался как руноподобный материал, согласно тексту середины XIX века «История шелка, хлопка, льна, шерсти и других волокнистых веществ» Клинтона Г. Гилроя.
Другим объяснением может быть Cibotium barometz, или шерстяной папоротник (на фото), родом из Китая, имеющий поразительное сходство с овцой на ветке. В любом случае, ни одно из этих растений не росло в Западной Европе в средневековый период.
Трудно сказать, что именно навело средневековых людей на мысль, что где-то в мире ягнята растут на деревьях. Причем это утверждение поступало не от одного, а от многих ученых, путешественников и натуралистов, которые не только лично видели его, но и даже пробовали его на вкус.
Элизабет Блэквелл — «Гербарий Блэквелла» (1760 год)
«То, что древние писатели рассказывали об этом растении-барашке, — они верили, что из семени, похожего на семя дыни, вырастает трава в форме молодого барашка, стебель которого представляет собой нечто вроде пуповины, а созревающий плод содержит под внешним густым шерстяным мехом нежную мякоть. Действительно, исследователи природы выставляли этот самый мех в своих кабинетах, как будто он должен был произойти от этого животного-растения».
F. Дж. Бертух и К. Бертух — «Справочник для детей» (1801 год)
«В начале нашего века еще верили в эту легенду, что в Тартарии и Скифии растет чудесное растение в виде коричневого ягненка на стебле, который служит своего рода пуповиной. Этот ягненок питается вокруг себя всеми травами, до которых может дотянуться, а затем умирает и засыхает, когда у него больше нет пищи. На самом деле баромец или скифский ягненок — это толстый, полный мох, который растет большими кучами, а иногда, как в изображенной здесь форме, как паразитное растение на древовидном папоротнике в Тартарии, который выглядит желтовато-коричневым.»
Cibotium barometz, видовой эпитет которого «barometz» — это тартарское слово, означающее — да, именно так — «ягненок». Долгое время считалось, что это зоофит, то есть животное-растение, и это объяснение вызывает больше вопросов, чем ответов. Что же представлял собой этот растительный ягненок?
В 1624 году Эдвард Смайт написал поразительный рассказ об Овощном ягненке, хотя это описание не было целью его статьи; скорее, он был заинтересован в регистрации «редкости и ценности» хранящегося в библиотеке Оксфорда предмета, то есть длинного плаща из Овощного ягненка, принадлежавшего сэру Ричарду Ли, который, в свою очередь, получил его от короля Швеции. Итак, прежде чем появилось это одеяние, сначала был тартарский ягненок, который Смайт описывает следующим образом:
«Там… из земли выросли некие живые существа в форме ягнят, на которых была шерсть, очень похожая на шерсть английских ягнят, вот таким образом: .., Из земли вырастал стебель, подобный стеблю артишока, а на вершине его — почка, которая постепенно приобретала форму ягненка и становилась живым существом, опираясь на стебель пупком; и как только она оживала, то питалась травой, растущей вокруг нее, а когда съедала всю траву в пределах своей досягаемости, то умирала. И тогда люди страны, когда они находят этих ягнят, сдирают с них шкуры, которые они сохраняют и берегут, считая их отличной пользой и добродетелью, особенно против чумы и других неприятных болезней тех стран».
Это невероятное описание показывает, что названия этого растения были не просто метафорами, а скорее буквальными описаниями. Овощной ягненок — это ягненок, который растет из земли, как растение. Он прикреплен к стеблю, как артишок, и, по словам Смайта и других, как только растительность вокруг него была съедена, он тут же погибал.
Самые ранние упоминания об этом растении относятся к четырнадцатому веку. В «Путешествиях сэра Джона Мандевиля», приводится рассказ о ягнятнике, похожий на рассказ Смайта, только вместо того, чтобы оценивать его шерсть, автор восхваляет его плод — ягнятник — «все сочли его замечательным».
Является ли хлопковое растение источником происхождения овощного ягненка?
Хотя эта гипотеза, безусловно, правдоподобна, она отнюдь не является неоспоримой. Ричард Мейби напоминает нам, что у Ли был неоднозначный интерес к хлопковому растению, поскольку он заканчивает свою работу по разрушению мифов «бесстрастной мольбой о сохранении Британией Индии и огромного богатства, которое представляют ее хлопковые плантации».
Мейби также сомневается в том, что хлопковое растение было настолько незнакомо Европе в то время, когда возник этот миф, чтобы оправдать миф об овощном ягненке.
Адам и Ева любуются растениями в Эдемском саду. «Овощной ягненок» на заднем плане. Факсимиле фронтисписа «Рая» Паркинсона
Если ничего другого нет, то вполне возможно, что Тартарский ягненок мог произойти от более чем одного растения, что только добавляет таинственности и без того загадочному растению или группе растений.
Оригинал earth-chronicles.ru