На сегодняшний день существует мало систематических доказательств того, что популярность теорий заговора растет, несмотря на то, что говорят многие журналисты, ученые и политики.
Таков вывод новой серии опросов, проведенных в США и шести европейских странах. Новое исследование говорит о том, что теории заговора являются «более устойчивой и повсеместной чертой человеческого общества», чем принято считать.
Но это не все плохие новости. Хорошая новость заключается в том, что не похоже, что в этом виноваты социальные сети или онлайновые новостные издания. Хотя они могут распространять дезинформацию, и это опасно, похоже, что теории заговора не обязательно привлекают больше верующих, чем в прошлые десятилетия.
Когда исследователи сравнили национальные опросы о новейших и старых теориях заговора, они не обнаружили никаких доказательств роста числа верующих в современную эпоху.
«Несмотря на популярные утверждения о том, что Америка скатывается в кроличью нору теории заговора в состояние постправды, мы не обнаружили роста конспирологии с течением времени», — говорит политолог Адам Эндерс из Университета Луисвилля.
«Мы изучили убеждения в десятках конкретных теорий заговора, представления о том, кто может быть вовлечен в теории заговора, и общую склонность интерпретировать события и обстоятельства как продукт теорий заговора — ни в одном случае мы не наблюдаем среднего роста убеждений в заговоре».
В ходе первой серии опросов сравнивалась вера американской общественности в заговоры, которым меньше года, например, в заговор COVID-19, и в более старые заговоры, например, в заговор, связанный с нападением на Перл-Харбор.
Когда дело дошло до пяти заговоров, касающихся COVID-19, исследователи не обнаружили никаких доказательств роста веры в них в ходе повторных опросов в период с марта 2020 года, июня того же года и мая 2021 года.
Более того, некоторые из этих заговоров о COVID-19 со временем потеряли популярность, например, заговор, в котором утверждается, что за глобальной пандемией стоит Билл Гейтс.
QAnon — еще одна недавняя теория заговора, изученная исследователями. В августе 2019 года 5 процентов респондентов в США заявили, что верят в QAnon.
Это может показаться относительно низким показателем, но когда исследователи задавали менее конкретные вопросы, до 50 процентов американцев верили в такие аспекты заговора QAnon, как существование «глубинного государства» или элитных секс-торговцев.
Интересно, что эти убеждения оставались относительно постоянными на протяжении всей глобальной пандемии и избирательного цикла в США 2020 года.
«Хотя исходные уровни веры в эти теории вызывают нормативную тревогу, ни в одном случае мы не наблюдаем доказательств значительного увеличения их количества с течением времени», — пишут авторы.
Из 46 теорий заговора, рассмотренных исследователями, только семь росли в популярности с течением времени в США, и ни одна из них не была связана с COVID-19 или QAnon.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что «новые» теории заговора не привлекают больше верующих, чем в прошлом, даже с учетом того, что Интернет выступает в качестве мегафона для дезинформации.
При сравнении опросов в США и Европе, проведенных в 2016 и 2018 годах, вновь не было обнаружено никаких доказательств того, что конспирологические убеждения — например, о внеземном сокрытии — со временем возросли.
Эти результаты согласуются с другими недавними исследованиями, что подтверждает вывод нового исследования о том, что интернет «менее гостеприимен к теориям заговора, чем часто предполагается».
«Наши результаты также согласуются с исследованиями, демонстрирующими, что теории заговора, «инфодемия» и эхо-камеры в Интернете не так широко распространены и влиятельны, как иногда утверждается, и отражают исследования, утверждающие, что люди не участвуют в теории заговора и не делятся ею в Интернете так часто, как иногда предполагается, — пишут авторы нового исследования.
Вместо этого результаты свидетельствуют о том, что повышенная осведомленность общества о теориях заговора создала иллюзию того, что теории заговора становятся более серьезной проблемой. В действительности же популярность этих убеждений оставалась относительно постоянной с течением времени.
Если это так, то идея о мире «постправды» должна быть пересмотрена. Борьба с дезинформацией жизненно важна как для демократии, так и для общественного здоровья, но если мы не знаем, откуда берутся эти фальшивые новости и как они убеждают людей, мы мало что можем сделать, чтобы изменить их мнение.
Обвинять социальные сети может показаться правильным, но пока мы не соберем доказательства, подтверждающие это объяснение, оно будет таким же беспочвенным, как и сама теория заговора.
Исследование было опубликовано в журнале PLOS One.
Оригинал earth-chronicles.ru