Генетическое происхождение современной Европы часто может быть сложной темой для разговора. В истории часто встречаются миграции далеких народов, так индоевропейцы слились с протонаселением Старой Европы. В результате сегодня многие из нас говорят на производном от древнего протоиндоевропейского языка. Но что, если мы скажем вам, что в Европе еще остались народы, которые сохранили те, казалось бы, утраченные связи с древними временами и Европой, какой она была изначально?
Одним из таких народов являются баски — европейская этническая группа, насчитывающая около трех миллионов человек, которые населяют свою традиционную родину под названием Страна Басков. Регион расположен в западной части Пиренеев и охватывает часть Северной Испании и Южной Франции. Считаясь в основном остатками доиндоевропейского населения Европы, баски уникальны во многих отношениях. И сегодня мы познакомимся с одним из их популярных мифов, задавшись одним вопросом: Действительно ли это миф?
Народ басков и его связь с доиндоевропейскими народами
Прежде чем углубиться в природу этого необычного мифа, нам необходимо познакомиться с народом басков. На своем языке они называют себя эускальдунак, а свою родину — Эускаль Эрриа. Решающее значение для нашего рассказа имеют баскский язык и происхождение баскского народа. В отличие от других европейских языков, баскский язык совершенно не связан с индоевропейскими языками.
Баскский язык — это языковой изолят, не связанный ни с одним другим известным живым языком. Широко распространено мнение, что в этом качестве баскский язык является одним из немногих доиндоевропейских языков, сохранившихся до наших дней. Напомним, что почти все современные европейские языки происходят от одного протоиндоевропейского языка-предка.
Было представлено несколько уникальных теорий, которые пытаются доказать, что баскский язык действительно является остатком Старой Европы. Старая Европа — это термин, используемый для обозначения Европы до широкой миграции индоевропейских народов. Одно из таких доказательств содержится в нескольких баскских словах: aizto (нож), aizkora (топор), aitzur (мотыга), aiztur (щипцы). Эти слова происходят от слова haitz, означающего камень, что указывает на существование языка в период, когда использовались каменные орудия труда.
Но насколько много общего генетически имеют баски с доиндоевропейскими народами — вопрос спорный. Несомненно, в какой-то момент произошло смешение, как и в случае со всем населением Европы. В крови всех европейцев по-прежнему много протоевропейской ДНК.
При внимательном анализе некоторых древнейших европейских мифов и традиций мы должны найти остатки устной традиции, передававшейся из поколения в поколение и сохранившейся в виде мифа. Такие устные традиции могут рассказать нам больше о той эпохе, много тысяч лет назад, когда народы Европы разительно отличались друг от друга по своим обычаям. Может ли баскский миф о Басаюне дать ключ к пониманию народов Старой Европы?
Благосклонный повелитель лесов: Миф о басаюне основан на фактах или вымысле?
В баскской мифологии существует существо, известное как Басаджаун. В переводе оно означает «Владыка лесов». Басаджаун описывается как крепкий, крупный и волосатый гоминид, который живет в лесах. У него также есть женский аналог и спутница, известная как Басандере. Вот здесь миф о басках становится очень интересным.
Считается, что Басаджаун строил мегалиты, охранял стада скота, а также познакомил людей с сельским хозяйством и обработкой железа. Считается, что он также жил в пещерах, часто глубоко в лесах, которых в Пиренеях очень много. В целом, Басаджаун изображается как благожелательное существо, своего рода защитник леса, покровитель стад и пастухов. В других сельских легендах ему придают больше атрибутов народного стража: говорят, что басаджаун кричит и кричит с гор, когда приближается буря, и предупреждает крестьян и пастухов о необходимости укрыться.
Но есть и гораздо более загадочные аспекты этого мифа, которые быстро щекочут наше воображение и заставляют задуматься, действительно ли этот миф имеет корни в фактах или вымысле.
Старые истории Страны Басков описывают Басаджауна как учителя. В сказаниях говорится, что Басаджаун умел изготавливать инструменты, учил людей создавать оружие, мельницы, топоры, пилы и плавить металлы. Он также обучал их навыкам, необходимым для выращивания урожая, ковки и фрезерования. И в довершение всего, Басаджаун отвечал за строительство мегалитов.
Его описывали, как крепкого мужчину с большим количеством волос на теле, он изображен как древний человек на первых шагах к цивилизации. Другими словами, описание Басаджауна имеет поразительное сходство с неандертальцами или даже с европейскими ранними современными людьми (EEMH), также известными как кроманьонцы.
Если копнуть немного глубже, то интересно вспомнить, что неандертальцы сохранялись на территории современной Страны Басков довольно долго после исчезновения из других частей Европы. Так называемые иберийские неандертальцы сохранялись в районе реки Эбро, в Пиренеях, примерно до 35 000 лет назад, а возможно, и позже.
Эта территория почти полностью совпадает с современной Страной Басков. Широко распространено мнение, что технология неандертальцев была довольно сложной, и они могли похвастаться сложным производством каменных инструментов, ткачеством, использованием огня, примитивным искусством, примитивным мореплаванием, примитивной музыкой и так далее.
Однако это официальная версия, выстроенная в угоду теории Эволюции, а что если на самом деле цивилизация неандертальцев не была примитивной?
Обширные археологические открытия, связанные с неандертальцами, разрушают привычный стереотип об этих ранних гоминидах как о «пещерных людях» с большими дубинами. Но может ли миф о Басаджауне дать еще больше информации?
История древнего народа
Наука утверждает, что неандертальцы не возводили мегалитов, хотя и могли похвастаться исключительной силой, и уж точно не занимались выплавкой металла, которая появилась намного, намного позже. Но о том насколько объективен этот взгляд мы уже упоминали выше.
Может ли быть так, что народ басков, будучи древним, сохранил предания о самых ранних контактах между неандертальцами Пиренеев и европейскими людьми раннего нового времени (западными охотниками-собирателями), которые мигрировали в этот регион? Известно, что около 16 000 лет до н.э. климат стал еще теплее и позволил народам Магдаленской культуры распространиться во все уголки Европы.
Интересная теория была выдвинута в 2008 году финским лингвистом Калеви Вилком. Вилк предположил, что баскский язык на самом деле является остатком более широкой языковой семьи, на которой говорили по всей Старой Европе, а затем, с приходом индоевропейцев и их языков, постепенно отступили на запад.
Даже известный и выдающийся ученый, покойная Мария Гимбутас, твердо заявила, что «баскский язык — это доиндоевропейский реликт древних западноевропейских языков. Это единственный коренной язык, переживший индоевропейские вторжения и культурные влияния последних трех тысяч лет».
В своей известной работе под названием «Живая богиня» она подробно рассказала о баскском народе и, среди прочего, уверенно заявила, что «нет никаких сомнений в том, что баски — это древние европейцы, чьи традиции восходят непосредственно к неолитическим временам».
В 2012 году известный Генографический проект Национального географического общества опубликовал важное исследование, в котором был проведен подробный анализ ДНК баскских народов. Он подтвердил их уникальные генетические модели, которые полностью отличают их от окружающих популяций, поддерживая теорию о частичной или полной генетической преемственности современных басков с аборигенами палеолита и мезолита этого региона.
Идея о том, что миф о басках родился в результате реального контакта с одними из последних оставшихся неандертальцев древнего мира, конечно, может показаться надуманной. Действительно, некоторые аспекты мифа о Басаджауне просто не соответствуют тому, что мы знаем о неандертальцах.
Например, насколько нам известно, они не были теми, кто познакомил кроманьонцев со сложными технологиями. Но, несмотря на это, многие ученые твердо убеждены, что миф о басаджаунах на самом деле является сохранившейся памятью о древнейшей истории Европы, которая, естественно, должна была сохраниться в одном из древнейших этносов Европы — басках.
Контакт с неолитическими поселенцами: Рождение мифа о Басаджауне
Можно предположить, что миф о Басаджауне рассказывает о времени, когда баскские народы, изолированные протоевропейцы эпохи палеолита и мезолита, которые все еще полагались на примитивные производства и каменные орудия, вступили в контакт с более развитыми поселенцами зарождающихся неолитических культур.
Возникшие культуры были строителями мегалитов, которые принесли с собой ряд передовых технологий, таких как сельское хозяйство, одомашнивание животных, усовершенствованные каменные орудия и, в конечном итоге, появление металлургии в позднем неолите и раннем энеолите.
Как только точки соединяются, мифические фигуры басаджаун и басандера принимают облик мигрирующих неолитических поселенцев: волосатые и одетые в меха и шкуры, они сопровождаются стадами одомашненных животных, селятся в лесах и постепенно вступают в контакт с более примитивными баскскими народами, принося с собой новые верования, строительство мегалитов, новые орудия труда и новые технологии.
Настороженное, примитивное и мезолитическое население могло воспринимать этих новоприбывших как существ из потустороннего мира или мифических защитных «Властелинов леса». И даже много времени спустя, когда эти две группы слились в нечто новое, изолированные баски сохранили свой язык и самобытность, а неолитические поселенцы просто остались мифическими — так возник миф о Басаджауне.
Простое рождение долговечного мифа
Уникальная теория, связанная с контактами индоевропейцев и древних европейцев, может показать нам, как легко миф или легенда может родиться из простой встречи двух совершенно разных групп людей. Эта теория связана с Паном, древнегреческим богом дикой природы, защитником пастухов, стад и природы. Его изображали в виде бородатого и волосатого мужчины, с пастушьим посохом и ногами козла.
Культ Пана возник в Аркадии, районе горного народа, культурно отделенного от других греков. И самое интересное происходит, когда мы изучаем древнейшие изображения сельских горных пастухов Балкан: бородатые и волосатые, с посохами, они имели уникальную традицию носить штаны из лохматой козьей шерсти, так называемые флисовые штаны.
Новому поселенцу, вступающему в контакт с протонаселением горных Балкан, бывает легко заметить издалека уникального, лохматого человека, у которого, кажется, ноги как у козы, не похожего ни на что ранее виденное. И не успеешь оглянуться, как рождается миф: таинственные козлоногие пастухи высоких гор, защищающие стада.
В истории Европы и культур палеолита, мезолита, неолита и энеолита до сих пор таится много загадок. Много тайн до сих пор скрывается в глубинах веков, а многое просто неизвестно. Остались интригующие остатки, которые напрашиваются на обширные исследования: сложные мегалитические сооружения, остатки матриархальных культов и культа предков, уникальные погребальные практики. Но благодаря географической изоляции баскский народ и его древнеевропейский язык позволили заглянуть в древнюю историю Европы, что говорит нам об одной очень важной вещи: теория не обязательно должна быть ясной, как дневной свет, чтобы заслуживать доверия.
Даже когда что-то звучит до глупости просто и надуманно, иногда факт может только сделать это еще ближе к истине. Порой мы недооцениваем совокупную простоту и сложность людей на протяжении долгого времени, а также их способность создавать красочные мифы из вещей, которые немного трудно понять. И как только такой миф оседает в памяти одного-двух поколений, он может сохраниться на долгие века. Может быть, миф о Басаджауне является фантастическим примером этой тенденции?
Миф о Басаджауне довольно прост в своем описании, и о нем известно не так много, кроме тех аспектов, о которых вы прочитали выше. Но даже эти несколько фрагментов старинной баскской истории могут открыть двери в вихрь информации, которая щекочет воображение всех любителей древней истории. Это прекрасная возможность пересмотреть миграции ранних кроманьонцев и западных охотников-собирателей (ЗОС), а также поразмышлять о миграциях технологически развитых культур в пределах раннего неолита в Европе, которые медленно создавали мир, каким мы его знаем сегодня.
Оригинал earth-chronicles.ru