Россия как цивилизация цивилизаций

Россия ищет свой путь, отходит на безопасное расстояние от Запада, не стремясь приблизиться к восточным цивилизациям. Россия – самобытная страна, но утверждать, что её цивилизационная основа уже является основой политики, нельзя. О том, как России обрести собственную ценностную и культурную уникальность, поговорили участники круглого стола, который состоялся 24 апреля 2023 г. в преддверии XXXI Ассамблеи Совета по внешней и оборонной политике. В данном материале – основные тезисы состоявшейся дискуссии.

В Концепции внешней политики Российской Федерации, опубликованной не так давно, Россия названа государством-цивилизацией. Включение в Концепцию этого положения знаменует отказ от предыдущих подходов к формулированию российской внешнеполитической стратегии: если раньше приоритетной была цель стать своей для «цивилизованного мира», встроиться в какие-то большие проекты, то сейчас, осознав и приняв свой статус государства-цивилизации, Россия стремится всячески подчеркнуть свою самость.

«Цивилизация» – термин амбициозный, привлекающий большое внимание, но в то же время заведомо неточный, описательный и трудный для интерпретации в прикладном, а не философском контексте. Ключевой характеристикой цивилизации является её самодостаточность – цивилизация не нуждается не стремится интегрироваться в структуры, создаваемые не ей. Акцент на цивилизационном статусе России в официальном документе – качественное изменение во внешнеполитической логике, особенно в сравнении с позиционированием СССР и России в международном пространстве с конца 1980-х годов. После провозглашения доктрины «нового мышления» Россия постоянно стремилась куда-то войти, доказать свою причастность и нужность. Нынешняя Россия уверена в том, что ей не нужно никуда входить.

Будучи особой общностью, Россия, однако, не изолируется, не перестаёт быть интегральной частью большого мира. В тексте Концепции можно обнаружить отсылки и к России-цивилизации, и к России – национальному государству. Чем отличается политика государства-цивилизации от действий национального государства?

Борис Межуев на страницах журнала «Россия в глобальной политике» ввёл термин «цивилизационное равнодушие». России, по его мнению, следует заняться собственным развитием, не противопоставлять себя другим, а существовать обособленно. Тем не менее воплотить в жизнь идею цивилизационного равнодушия Россия пока не может – даёт о себе знать комплекс чувств, связанный с многовековым стремлением на Запад.

Наверное, фраза Уинстона Черчилля о том, что «нет вечных друзей и вечных врагов, есть только вечные интересы», лучше всего описывает поведение цивилизации на международной арене. Цивилизация обычно не входит в альянсы, не берёт на себя обязательства. Отход России от прежней внешнеполитической традиции произошёл отчасти по её собственному желанию, отчасти по причине неблагоприятных внешних обстоятельств. Точно ясно одно – прежние внешнеполитические подходы более неприменимы.

Закат Запада

Сугубо европоцентричная позиция России сформировалась не в 1990-е гг., как принято считать, и не в советский период, а гораздо раньше – в начале XIX века. В советское и постсоветское время центральная роль во внешнеполитической стратегии страны традиционно отводилась Западу – использовались те же подходы, но в несколько модифицированном виде. Сегодня возникает необходимость в к наследию XIX и XX веков, обращения к трудам Николая Данилевского, Фёдора Тютчева, Николая Бердяева, Константина Леонтьева, Освальда Шпенглера, Александра Солженицына, Вадима Цымбурского, Льва Гумилёва. Шпенглер, например, придерживался мнения, что Европы как цивилизационной общности не существует – есть западная цивилизация, которая переживает закат своего развития. Мысль об эволюционном загнивании Запада присутствует и в работах Фрэнсиса Фукуямы.

Когда начался процесс расширения НАТО, Запад провёл чёткую разделительную линию между Россией и НАТО, Западом и Востоком, пусть это было осознано и не сразу.

Запоздалое признание необходимости размежевания с Западом – переломный момент идеологического развития России.

Нужно стремиться к тому, чтобы Россия могла говорить с другими на равных, выступать со своей позиции, поэтому серьёзное изменение российской внешнеполитической конструкции необходимо. Модель глобального управления с ООН в центре отражает цивилизационное многообразие мира, которое, тем не менее, не могло заявить о себе из-за навязывания Западом своего видения.

К вопросу о цивилизационном самоопределении России

Александр Крамаренко

Мы не стоим и никогда не стояли перед выбором между Европой и Азией. Это ложный выбор, и не надо опасаться, что альтернатива Европе – это впасть в «азиатчину». Только познав себя и поняв свою отличность от Запада, мы сможем целенаправленно и связно выстраивать стратегию собственного развития.

Подробнее

Конец европейского путешествия России

Текст Концепции содержит чрезвычайно важный посыл – признание в том, что европейское путешествие России завершено. Оно принесло России много пользы, особенно в XVII и XIX веках, в XX веке – и пользу, и вред, а в последующие десятилетия – совершенно ничего.

Размежевание с Западом даётся России непросто и весьма болезненно, что неудивительно: Россия привыкла считать себя европейской державой. Однако разрыв с западным прошлым сулит России много преимуществ. Например, возможность заняться собой в экономическом и политическом отношении, разобраться с вопросами, на которые долгие годы избегали искать ответы.

Русские – уникальный многокультурный народ, и это его самая сильная черта. Движение России на запад, юг и восток сделало её такой, какой она является. Цивилизационное самоопределение России – это разотождествление себя с Западом и обретение своей собственной ценностной и культурной уникальности. Россия ищет свой путь, отходит на безопасное расстояние от Запада, не стремясь приблизиться к китайской, индийской или другой восточной цивилизации. Россия – самобытная страна, но утверждать, что российская цивилизационная основа уже сформирована, нельзя.

Внутренний источник сил

На протяжении тридцати лет Россию бросало от одной крайности к другой – из объятий Запада в объятия Востока. Россия пока не знает точно, чего она хочет, её цели и желания ещё предстоит сформулировать.

К сожалению, поиск Россией собственного «я» происходит преимущественно под влиянием внешних, а не внутренних факторов. Западные санкции вынуждают Россию принимать ответные меры и реагировать на новые вводные, и это, безусловно, толкает её на путь поиска идентичности.

Важно, чтобы выбор Россией концепции обеспечивал эффективное развитие страны и общества. Было несколько попыток создать работающую модель российской экономики, но успешной экономической модели, способной обеспечить эффективный рост, в нашей стране по-прежнему нет. Россия скорее не ищет себя, а действует реакционно – отвечает на внешние вызовы и угрозы.

Цивилизация – это система, которая состоит из экономической, политической, информационной, культурной, духовной сфер. Она будет целостной, только если все эти сферы совпадут.

Самым страшным законом физики является второе начало термодинамики, поскольку хаос разрушает всё. Хаос в международной системе не должен усугубляться хаосом в стране. Если у России будет внутренний источник сил, у неё появятся возможности для создания нового миропорядка и собственной идеологии.

Цивилизация требует гармонии между элитами, между правительством и обществом. Формирование институтов современной России пришлось на период 1990-х гг. и, к сожалению, не принесло нужных результатов. Созданная система работает, но не без изъянов – экономика России устроена таким образом, что инвестирование является неприбыльной деятельностью.

Гордиться российской экономикой, выстоявшей под гнётом западных санкций, конечно, можно, но главная цель России заключается сегодня в создании таких политических и экономических механизмов, которые позволили бы ей двигаться вперёд и развиваться.

Простой реакцией на действия Запада уже не обойтись, нужно смотреть в будущее.

Россия-цивилизация и Россия-нация

Задача России заключается в том числе в поиске надёжного баланса между цивилизационным и национальным компонентами своей идентичности. В этом тонком деле предстоит искать компромиссы.

На современной политической карте мира не так много национальных государств, которые используют применительно к себе термин «цивилизация». Представление США, например, об американской цивилизации исключает понятие нации. Российская, индийская, китайская цивилизации – все они внесли вклад в мировое культурное наследие, но ни в Индии, ни в Китае нет увлечения цивилизационным проектом. Индия и Китай занимаются национальным строительством и не собираются его прекращать. России в этом плане нужно проявить гибкость и принять тот факт, что лучшая стратегия на пути поиска собственного самосознания – попытаться совместить национальное и цивилизационное. Когда звучат разговоры о национальной экономике, национальных проектах, о здоровье нации, все народности, населяющие Россию, должны выступать единым фронтом, громко заявлять о своей принадлежности к российской нации. Россия-цивилизация и Россия-нация не должны исключать друг друга.

Российскую нацию формируют и составляют разные народности, но на первом месте должно идти самоопределение себя как россиян.

Элемент прогрессизма в «русской идее»

Цивилизация – это не инструмент и не программа, она формируется столетиями. Как джинн, в течение многих лет она была заключена в бутылке, закупоренной крышкой западоцентризма. Сегодня этой крышки нет, и российская цивилизация выходит наружу. Любая цивилизация является носителем сверхидеи, базируется на определённых культурных и ценностных столпах и опирается на действующую социально-экономическую модель. Нет нужды искусственно создавать цивилизацию, она уже есть. Под существующую программу нужно адаптировать экономические, политические и прочие общественные модели. Кроме того, российская цивилизация является частью «Русского мира», который гораздо шире, чем русская или даже российская нация.

Сложной темой представляется вопрос о соотечественниках. С юридической точки зрения соотечественником можно назвать любого, кто испытывает симпатии к России, даже того, кто не имеет с Россией ничего общего. Попытки сформулировать национальную идею многочисленны. В выступлениях Владимира Путина в качестве основы национальной идеи в разное время предлагались консерватизм, традиционные ценности. Но консенсуса в том, что должно лежать в основе российского национального самосознания, нет.

К решению этой задачи можно подходить с двух сторон. Во-первых, опираясь на исторический опыт, провести анализ российских ценностей и национальных особенностей и попытаться сформулировать идею для сегодняшнего дня. Во-вторых, умышленно включить в национальную идею то, что потенциально может быть полезно для России в будущем.

Если перед Россией априори стоит задача обретения национального самосознания, необходимо учитывать оба подхода и, что важно, включить в «русскую идею» элемент прогрессизма. Без этого не обойтись. Строить свою идентичность с опорой на традиционализм нельзя – привлекает и ведёт за собой всегда что-то новое, модернистское.

Что Россия может предложить миру

Формулируя национальную идею России – нации и цивилизации, – следует задуматься и о духовных ценностях, принципах, которые Россия может предложить миру. Разговоры о «русской идее» обычно начинаются тогда, когда Россия сталкивается с кризисными явлениями. Так было, например, в начале XX века, когда Россия вступила в Первую мировую войну. Большую роль в эти моменты всегда играла жертва – Россия принесла себя в жертву с непонятным исходом и в годы Первой мировой, и сегодня, когда приняла решение о начале украинской кампании. Мобилизация российского общества должна идти не в военной, а в ценностной, культурной плоскости.

Главное здесь – определиться с ценностями, вокруг которых будет идти духовная консолидация, причём не только внутри России, но и вокруг России.

В жизнь других народов России нужно привносить что-то хорошее, созидательное, аргументировать привлекательность своей модели не традиционными ценностями, а чем-то, что будет форсировать развитие и движение вперёд. Направление работы – стремиться к симбиозу и искать «новое единство».

Цивилизация цивилизаций

Определение России как государства-цивилизации – это результат не специальных научных изысканий, а политический выбор, который имеет свои риски и последствия. Это своеобразный посыл Западу: живите так, как считаете нужным, не мешайте жить другим. Западная цивилизация полагает, что разделяемые ей либеральные ценности – единственно правильные, а значит, они могут и должны навязываться остальным. В действительности это не работает. Если границы цивилизации не совпадают с границами политии, возникает конфликт.

Показательным примером является Китай. Тайвань – часть китайской цивилизации, однако в силу спорного политического статуса Тайваня интересы политии здесь диссонируют с интересами цивилизации. Позиционировать себя как государство-цивилизацию означает для России необходимость быть готовой к тому, что часть её территории будет рассматриваться как ареал другой цивилизации, например, тюркской.

Россия как цивилизация цивилизаций – такой риторический ход может оказаться уместным.

Куда поворачиваться и что менять

Сегодня глубина и характер партнёрства с третьими странами определяются тем, к какой категории страна относится – является ли она дружественной, недружественной или нейтральной. Поскольку разница между этими определениями не вполне определённая, российский дипломатический корпус обладает беспрецедентной свободой действий в выстраивании отношений с тем или иным государством в зависимости от обстоятельств. Набор инструментов, который дипломат может использовать в работе, также весьма широк: Россия является страной, открытой к любым формам партнёрского взаимодействия, к России можно прийти с любым проектом. Ключевой, если не единственный критерий предлагаемого партнёрства, – его соответствие российским национальным интересам. Широта интерпретации Концепции внешней политики России – безусловный плюс. Разные страны, ознакомившись с текстом Концепции, могут считывать разные посылы. Цивилизационный подход – лишь фиксация нового состояния. В период кардинальных перемен писать стратегии бессмысленно, поэтому, чем более размыты формулировки, тем лучше. Практически всё возможно – и это очень правильно.

Российский «поворот на Восток» – не вынужденное, а объективно-обусловленное решение. Но на кого делать ставку? Кто будет более перспективным партнёром для России? Китай? Евразия? Обращение к Китаю сулит России роль пристяжной и обрекает её на зависимое развитие, роль транзитной страны. Так что будущее России находится в Евразии.

Одной из точек соприкосновения России и стран евразийского пространства может стать сотрудничество в энергетической сфере. Азия является одновременно и самым загрязнённым, и самым густонаселённым регионом мира, и потому сталкивается с проблемой энергетической бедности и необходимостью перехода на более зелёные источники энергии. Россия как страна с высокой энергоэффективностью и большими запасами газа может предложить своё участие. В 2015 г. Владимир Путин выдвинул концепцию Большого евразийского партнёрства. На самом деле можно смотреть глубже и развивать, например, идею Большого евразийского энергетического партнёрства, предлагать российские решения в энергетической сфере.

С точки зрения права государство-цивилизация определяется словом «юрисдикция». Текст Концепции внешней политики Российской Федерации довольно сырой, но зато богатый на интересные и в некоторой степени противоречивые формулировки. Задача Концепции заключается в том, чтобы разработать такую стратегию развития, вокруг которой «Русский мир» захотел бы собраться. В этом плане Концепция – юридически описанное видение мира.

К сожалению, от российской юрисдикции пока что все бегут прочь и стремятся попасть в юрисдикцию, описываемую Лондоном. Таким образом, ядро российской цивилизации, видимо, находится в столице Великобритании. Чтобы и свои компании, и бизнес третьих стран хотели работать с российским правом – вот к чему стоит стремиться.

Подготовила Евгения Кульман

«Переиздание» Российской Федерации

Дмитрий Тренин

Глобализация сменяется регионализацией, идёт раскол мира на противоборствующие блоки. Политика доминирует над экономикой. Известная формула тридцатилетней давности выворачивается наизнанку: It’s geopolitics, stupid!

Подробнее

Источник Source

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *