Программа конференции предусматривает проведение специальных сессий, «круглых столов», на которых обсуждались особенности «цветных революций», сотрудничество в сфере международного миротворчества, терроризм и миграция.
В мире накапливается потенциал противостояния, разогреваются замороженные конфликты, в Европе возникают новые разграничительные линии, у границ России НАТО наращивает активность, что ведет в свою очередь к усилению напряженности на континенте. Об этом говорили на конференции представители российских министерств и ведомств.
“ Средства преодоления ПРО могут быть разработаны и приняты на вооружение в короткие сроки. Российская Федерация эту задачу решила ”
Пренебрежительное отношение США к многосторонним договоренностям и международным институтам, неконтролируемое и неограниченное развертывание противоракетных систем подрывает доверие и стимулирует гонку вооружений, заявил, открывая конференцию по международной безопасности, министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу. Он отметил, что после выхода США из Договора по ПРО стало очевидно: развитие этого вида вооружений направлено на подрыв потенциала сдерживания России и Китая. Хотя в ходе многочисленных переговоров западные партнеры это категорически отрицали.
По мнению главы внешнеполитического ведомства РФ Сергея Лаврова, под большим вопросом продление ДСНВ-3 в силу отказа Вашингтона от присоединения к Договору о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний, что ставит под угрозу и перспективы нераспространения ядерного оружия. «Серьезный урон стратегической стабильности нанесен выходом Соединенных Штатов из совместного всеобъемлющего плана действия по иранской ядерной программе, параллельно с развертыванием глобальной системы ПРО США, которая – теперь это уже ясно всем – нацелена не на купирование каких-то узкорегиональных ракетных угроз, а на обеспечение глобального военного превосходства», – подчеркнул министр.
Фото: mil.ru
Именно в этих целях Вашингтон, по мнению начальника Генерального штаба ВС РФ Валерия Герасимова, последовательно освобождается от договорных обязательств в области контроля над вооружениями. Россия была вынуждена реагировать на угрозы, разрабатывая в первую очередь меры противодействия противоракетной обороне, подчеркнул НГШ. «Решения найдены не столь затратные, но высокоэффективные», – заметил он. Военачальник считает, что развал ДСНВ разрушит единственный механизм в сфере стратегических вооружений – инспекционную деятельность на объектах России и США. Как следствие в оценках потенциала противостоящих средств придется исходить из их максимальных возможностей, а не реального состояния. Это в итоге приведет к обострению недоверия и витку гонки ракетных вооружений.
«Сейчас мы становимся свидетелями того, как в Старый Свет возвращаются язык ультиматумов и бряцанья оружием, шовинизм. Хотел бы обратиться к нашим западным коллегам и подчеркнуть – переломить ситуацию и сделать Европу эталоном региональной безопасности в наших общих силах и интересах», – сказал секретарь Совбеза России Николай Патрушев.
Мнения
Конференция организована, как всегда, хорошо – за годы накопился гигантский опыт. Зал набит, в нем представители множества стран из Азии, Африки и Латинской Америки. Так что международная изоляция России, которой так хотели американцы, как всегда, оказалась бессмысленной. Западников здесь почти нет, и это понятно, потому что делать вид, что проблемы не существует, – нормальная страусиная политика, которая им вполне свойственна. Однако эксперты из Америки все же приехали.
С моей точки зрения, это одно из центральных событий во внешнеполитической и дипломатической программе Российской Федерации. Это событие года.
Евгений Сатановский,
президент Института Ближнего Востока
На мой взгляд, выступления секретаря Совбеза Николая Патрушева, главы Минобороны Сергея Шойгу и министра иностранных дел Сергея Лаврова были весьма содержательные. Они осветили основные проблемы глобальной безопасности. Впечатлило своей прагматичностью и практичностью выступление начальника Генерального штаба ВС РФ Валерия Герасимова. Он привел конкретные примеры по Сирии и другим регионам и отметил: несмотря на то, что накопленный конфликтный потенциал в регионе Ближнего Востока сохраняется, тем не менее усилиями Москвы на полях Астанинского формата удается сотрудничать таким разным странам, как Россия, Турция, Иран. Причем взаимодействие между военными ведомствами включает обширный список практических вопросов. Понятно, что организовать его на охваченной войной территории – сложное дело, тем не менее это удается в отличие от США, которые фактически оккупировали часть сирийской земли и ни какие переговоры по вопросам дальнейших перспектив, ухода оттуда не идут. И факт, что по этим вопросам американцы никак не хотят контактировать, весьма тревожен.
Если переходить от региональной к глобальной безопасности, наблюдается ровно та же линия. Мы видим, что США в одностороннем порядке вышли из Договоров по ПРО, о РСМД, теперь под вопросом СНВ-3. В политическом истеблишменте США бытует мнение, что американцам якобы такой договор не нужен: каждая страна может устанавливать необходимое количество ядерных боеголовок, стратегических носителей в соответствии со стратегической доктриной и возможностями экономики.
Конференция развенчивает миф об ограничении общения России с остальным миром. В полном объеме идет диалог с общепризнанными международными организациями. Нет, правда, контактов со странами НАТО и США, но с некоторыми государствами взаимодействие есть. Турция – член альянса, однако в военно-политической области мы достаточно тесно сотрудничаем. Например, в Сирии.
Виктор Мураховский,
член экспертного Совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ
Мне нравится формат, в котором проходит эта конференция. Его уникальность в том, что удалось совместить военное, промышленное и дипломатическое направления. Такого типа конференций в мире мало. Здесь широко представлены почти все страны, сюда приехали представители государств, которые между собой очень трудно взаимодействуют. Например, Ирана и Израиля или Южной Осетии и Грузии. Что очень сложно представить на мероприятиях, которые проводят наши американские коллеги.
Плюс ко всему в современном мире уже нельзя делить военную, экономическую, общественно-политическую составляющие. Именно комплексное разрешение конфликтов является основным трендом.
Ситуация сейчас такова: если мы пытаемся урегулировать обстановку в какой-то стране, на первом месте стоят задачи безопасности, но за ними сразу же возникают вопросы экономики, развития, потому что если не будет рабочих мест, то начнется формирование базы перезапуска конфликта. Типичный пример – Ливия. С этой точки зрения Московская конференция по международной безопасности, формат ее организации уже предполагают, что меняется подход: он становится не чисто военным, поскольку здесь присутствуют профессионалы в различных секторах, начиная от энергообеспечения и заканчивая военно-промышленным комплексом. Человек, представляющий степень сложности экономических проблем, положим, в Сирии, может эффективно обсуждать вопросы урегулирования конфликта в этой стране, просто понимая риски, которые могут возникать и которые невозможно отследить с «военного контура».
Если говорить о перспективах, можно заметить, что здесь происходит формирование достаточно больших блоков, в которых происходит активное взаимодействие между различными институтами. Формат становится более интерактивным, превращается из классического в систему панельных дискуссий. Думаю, постепенно эта конференция станет «точкой сборки» обсуждения различных переговорных процессов, идущих в мире.
Дмитрий Абзалов,
президент Центра стратегических коммуникаций