Идентифицировать судно пока не удалось. Изучавшие его ученые Самарского государственного технического университета отобрали для исследований образец дерева и полуметровый кованный гвоздь. Радиоуглеродный анализ древесины показал, что дерево было срублено в 1415 году +/-85 лет. Гвоздь оказался состоящим из почти чистого железа — 99.5%, что тоже указывает на солидный возраст. В более-менее современные эпохи в железо практически всегда добавлялись легирующие присадки, которых тут нет.
— Если полученная в результате проведенного радиоуглеродного анализа датировка верна, то данное судно относится ко второй половине XIV-XV векам, — комментирует доктор исторических наук, заведующая кафедрой «Социология, политология и история Отечества» Политеха Екатерина Семенова. — Хотя территория Поволжья в указанный период еще не входила в состав русской государственности, славянские поселения по берегам Волги находились, а сама Волга являлась судоходной артерией, которую использовали представители различных государств. Возникает много вопросов по поводу принадлежности и назначения этого старинного судна. Версия о том, что оно связано с каким-либо из русских государств (формирование централизованного российского государства во многом соотносится с эпохой второй половины XV — начала XVI вв., периодом княжения московского князя Ивана III), имеет право на существование, но впечатляют его грандиозные размеры. Среди возможных вариантов, если отталкиваться от использования Волжской артерии, это может быть судно азиатского, скандинвского или западноевропейского происхождения. По имеющимся данным сложно судить, использовалось ли оно в торговых или в военных целях. Следует подчеркнуть, что для точной идентификации объекта и ответа на многочисленные возникающие вопросы требуется проведение еще целого ряда серьезных исследований. Однако уже сейчас можно сказать, что сохранившегося судна подобных размеров, соотносимого с датируемым периодом ранее в акватории Среднего Поволжья и, в частности, в пределах территории Самарской области еще не находили.
50 метров для тех времен — это очень много. Флагманский корабль Колумба — каравелла «Санта Мария» — имел длину не более 25 метров. В последующие времена военные корабли постепенно подрастали, но даже к началу XIX века типичный линкор имел длину 50−60 метров, и это было близко к предельным для деревянного корабля размерам: их дальнейшее увеличение снижало прочность корпуса.
Перспективы дальнейших исследований находки пока неясны, но в сообщении СГТУ допускается даже возможность подъема старинного судна, после чего его можно будет рассмотреть во всем великолепии.
Оригинал earth-chronicles.ru