У современных историков мало информации о друидах, так как сами жрецы не вели летописей. Однако некоторые сведения дошли до нас из античных хроник и произведений древних авторов. При этом имеется несколько археологических находок, которые подтверждают существование друидов. После завоевания римлянами Галлии и Британии друиды были полностью уничтожены. Почему это произошло?
Первое упоминание о друидах имелось в работе астронома Пифея из Массалии (совр. Марсель, Франция), который проплыл в IV в. до н.э. на корабле до Северного моря и Великобритании. Однако книга Пифея «Об океане» утеряна, и мы знаем о его исследованиях только по ссылкам других древнегреческих авторов. Конкретного описания друидов нет ни в одной хронике тех времен. Они лишь упоминаются среди прочих жрецов варварских народов. Исследователи отмечают, что более подробные сведения о кельтских жрецах стали появляться, начиная с 52 г. до н.э. в «Записках о Галльской войне» Юлия Цезаря.
Диоген Лаэртский (III в н.э.) в книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» писал, что сведения о друидах можно найти в трактате о магии Аристотеля и в обширной хронике Сотиона Александрийского: «… у кельтов и галлов – так называемые друиды и семнофеи. Об этом пишут Аристотель в своей книге «О магии» и Сотион в XXIII книге «Преемств»…. Диоген написал свою книгу задолго до римского нашествия, значит, друиды имеют длительную историю, раз были известны далеко за пределами кельтского мира.
За более подробными сведениями мы обратимся к труду Юлия Цезаря. Стоит сразу сказать, что военачальник писал о друидах только со слов информаторов. Кроме того, римские завоеватели не были заинтересованы в объективных данных, ведь друиды вдохновляли сопротивление кельтов. И именно они организовывали отпор и объединяли галльские племена против захватчиков. Однако «Записки…» составлены вполне точно, авторитетно и полно.
Цезарь пишет:
Во всей Галлии существуют вообще только два класса людей, которые пользуются известным значением и почетом <…> – это друиды и всадники. Друиды принимают деятельное участие в делах богопочитания, наблюдают за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывают все вопросы, относящиеся к религии; к ним же поступает много молодежи для обучения наукам <…>. Они ставят приговоры почти по всем спорным делам, общественным и частным <…> назначают награды и наказания. Они не принимают участия в войне. Во главе всех друидов стоит один <…>, ему наследует самый достойный<…>. В определенное время года друиды собираются на заседания в освященное место в стране карнутов, которая считается центром всей Галлии. Их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию <…>. Они не принимают участия в войне. .
Как мы видим, сведения довольно обширные: описываются религиозные убеждения, быт, образование и многое другое.
В частности, Цезарь сообщает о том, что друиды верят в бессмертие души, они очень набожны, и внушают уважение к религии у населения. Но далее он пишет, что друиды практиковали человеческие жертвоприношения:
Люди, пораженные тяжкими болезнями, а также проводящие жизнь в войне и в других опасностях, приносят или дают обет принести человеческие жертвы; этим у них заведуют друиды. Именно галлы думают, что бессмертных богов можно умилостивить не иначе как принесением в жертву <…> человеческой жизни. У них заведены общественные жертвоприношения…
Эти данные подтверждаются археологическими находками, датированными I в. до н.э. В торфяном болоте Линдоу в Великобритании в 80-х годах прошлого века рабочие нашли череп, настолько хорошо сохранившийся, что остались глазное яблоко и мозг. При помощи радиоуглеродного анализа узнали, что жертва жила в I-II в. н.э. а анализ ДНК позволил установить, что это была женщина.
Через некоторое время обнаружили еще один труп, на этот раз мужчины. Оба человека умерли насильственной смертью. Мужчина принадлежал знати, так как его тело было ухоженным, и он не занимался физическим трудом. Кроме того, на нем нашли следы омелы, которая была ритуальным растением друидов.
Пещера Алвестон, расположенная в Британии, прославилась благодаря найденным в ней следам ритуального убийства. Погибло более 150 человек, причем их кости были расщеплены чтобы извлечь костный мозг. Древние авторы писали о ритуальном каннибализме – скорее всего, у друидов он тоже практиковался. Возможно, эти жертвы были принесены друидами богам, чтобы они предотвратили захват Британии римлянами.
Действительно, как показывают труды Цицерона (около 40 г. до н.э.), друиды участвовали в политике страны. Но с приходом римлян их влияние пошло на убыль. Поэтому они стали вдохновителями войны против Рима. А римляне, в свою очередь, видя в лице друидов главных врагов, стали уничтожать священные места жрецов, а также убивать их самих.
У римского историка Тацита в его «Анналах» есть описание одного столкновения:
На берегу стояло в полном вооружении вражеское войско, среди которого бегали женщины; похожие на фурий, в траурных одеяниях, с распущенными волосами, они держали в руках горящие факелы; бывшие тут же друиды с воздетыми к небу руками возносили к богам молитвы и исторгали проклятия. <…> Они (римские воины) устремляются на противника, отбрасывают его и оттесняют сопротивляющихся в пламя их собственных факелов. Римляне <…> вырубают их священные рощи, предназначенные для отправления свирепых суеверных обрядов: ведь у них считалось благочестивым орошать кровью пленных жертвенники богов и испрашивать их указаний, обращаясь к человеческим внутренностям.
Священные рощи в Галлии были уничтожены все до единой. Римляне добрались до главного святилища всех друидов, располагавшегося на острове Мона (сейчас о. Англси, Уэльс), убили всех, кто там находился, и сожгли все доказательства существования кельтской религии. Это был конец эпохи друидов, так как не было больше лесных святилищ, где жрецы учили и проводили церемонии посвящения преемников. Кельтские племена под властью постепенно стали забывать об утраченной религии. А друиды в сознании людей превратились в таинственных волшебников, живших когда-то давно.
Древние жрецы друиды для римлян являлись угрозой не только потому, что представляли иную религию. Ведь эти люди были не просто священнослужителями, они также занимались политикой, ведали образованием и судили. И, уничтожив их, римляне сломали «костяк» кельтских племен, который мог бы дать отпор вторжению на север Европы.
Поделитесь в социальных сетях
Комментарии 0
[ <!—->Регистрация<!——> | <!—->Вход<!——> ]
<!— —>
Оригинал earth-chronicles.ru