Арендная плата
Обычай приносить в жертву людей и животных на месте постройки здания появился в глубокой древности. Считалось, что таким подношением будущий хозяин дома вносит своеобразную арендную плату богу земли за захваченную у него территорию. Кроме того, много веков назад, до мирового господства каменного строительства, все сооружения возводились преимущественно из дерева, и здесь зодчие далёкого прошлого сталкивались с весьма любопытным ограничением. Историк и этнограф Д.К. Зеленин так писал об этом в одной из своих работ:
«Деревья считались тотемами, а потому были неприкосновенными. За нарушение строителями здания этой неприкосновенности деревья-тотемы мстили людям, лишая жизни строителя или первого обитателя дома. Чтобы предупредить эту неприятную перспективу, строители заранее подставляли мстящим деревьям человеческую жертву — ребёнка, пленника, а после — раба, животное, и этим обманывали тотема, который удовлетворялся жизнью человека или животного и прекращал свою месть». Удивительно, но и с приходом христианства этот жестокий обычай не канул в Лету.
И хотя церковь не приветствовала человеческие жертвоприношения, наказания за них были довольно мягкими. Например, византийский сборник церковных постановлений гласил: «При постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент, тому наказание — 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, быка или козла».
Несчастная Розафа
Старинные легенды отчасти объясняют достаточно терпимое отношение святых отцов к строительным жертвам. Ведь именно эти подношения помогали усмирить нечистую силу, которая не только задерживала возведение сооружения, но и разрушала уже почти готовые объекты.
С подобным вредительством столкнулись три брата, строивших стратегически важную крепость у города Шкодера, развалины которой сегодня являются историческим памятником Албании. Дело в том, что свои коррективы в сооружение столь необходимого объекта вносила коварная русалка, обитавшая в протекавшей рядом реке. По каким-то причинам её не устраивало грядущее соседство, а потому она ночью разрушала все, что было построено за день.
Несчастные зодчие уже собирались свернуть работы, но проходивший мимо пожилой странник научил мастеров, как избавиться от напасти. Для этого нужно было замуровать в стену крепости первую женщину, которая принесёт на стройку обед своему мужу. Старик пояснил братьям, что эта жертва не только поможет им благополучно завершить работу, но и веками будет охранять крепость от разрушений.
Мастера поверили страннику, и их жертвой оказалась несчастная Розафа — молодая жена младшего зодчего, чьё имя впоследствии стала носить крепость. Предание гласит, что обречённая женщина была матерью новорождённого младенца, а потому она упросила своих губителей не закладывать камнями её правую грудь, дабы бедняжка до последнего часа могла кормить маленького сына. Спустя годы неподалёку от каменной гробницы Розафы из-под земли забил родник, вода которого была белой, как молоко.
Чудесный источник пользовался большой популярностью у местных женщин, так как считалось, что заключённая в нём сила дарует им здоровое потомство. Сегодня об этих благодатных водах остались одни лишь воспоминания. Но все же приезжающие сюда беременные женщины и молодые мамы стараются увезти с собой несколько камушков засохшего старинного раствора. Они верят, что такой «сувенир» поможет им избежать проблем в период грудного вскармливания младенца.
Судя по всему, справилась Розафа и с ролью хранительницы крепости. Ведь это сооружение простояло 23(!) столетия и оставалось в строю вплоть до начала XX века.
Обманутая малышка
В Средние века в Европе считалось, что лучшими хранителями новостроек становятся души детей, принесённых в жертву. А потому даже самые именитые зодчие не гнушались за несколько грошей покупать у малоимущих матерей отпрысков и безжалостно замуровывать их в стены своих творений. Но иногда мастера обманом заманивали наивных детишек на стройку. История знает немало подобных примеров.
Рабочие, возводившие во второй половине XII столетия стены Копенгагена, столкнулись с проблемой. Из-за просадки земли новые укрепления города постоянно обрушивались, оставляя его жителей без должной защиты. Тогда датский король Вальдемар пригрозил мастерам, что если те в ближайшее время достойно не завершат работу, он замурует их в недостроенных стенах. И зодчие нашли выход из положения. Однажды на улицах города один из руководителей «долгостроя» увидел маленькую голодную девочку. Мастер забрал ребёнка с собой, пообещав бедняжке, что накормит её.
Тем временем в нише одной из стен предусмотрительные коллеги похитителя установили небольшой столик, на котором разложили всевозможные лакомства и красивые игрушки. Малышка пришла в восторг от доброты незнакомцев. Но пока она наслаждалась невиданными ею доселе яствами, каменщики надёжно заложили нишу, ставшую могилой для девчушки. Предание гласит, что потом несколько суток — и днём, и ночью — местные музыканты громко играли весёлые мелодии у новоявленного склепа, стараясь тем самым заглушить рыдания и крики несчастной жертвы.
Как ни странно, но коварство зодчих помогло им успешно закончить свою работу. Укрепления города были достроены в срок, и на протяжении веков они надёжно защищали Копенгаген от вражеского вторжения.
Хлеб с маслом
Похожая история произошла и на острове Готланде (Швеция). Согласно историческим документам, местное население неохотно принимало христианство, а потому прибывавшие сюда миссионеры нередко сталкивались с определёнными препятствиями. Об одном из них сегодня рассказывает шведская сага, сложенная в XII столетии. Так, первая церковь, возведённая на острове, была сожжена язычниками, а потому её прихожане стали думать, как же уберечь от подобной участи следующий храм.
После долгих споров христиане приняли непростое решение — сделать хранителем церкви первого путника, что пройдёт мимо их селения.
И вот вскоре к этой деревушке подошли двое малышей-сирот, которые брели по дороге, держась за руки. Мастер, которому было поручено возведение храма, ласково заговорил с детьми, спросил бродяжек, не голодны ли они. Крохи ответили, что не ели почти целые сутки, после чего зодчий сопроводил их на место, выбранное для новой церкви.
Там мужчина угостил обречённых ребятишек свежим хлебом с маслом. А пока те за обе щеки уплетали лакомство, каменщики сложили над детьми каменный свод, вокруг которого впоследствии был построен новый храм, названный в честь праздника Всех Святых. Говорят, что эта церковь простояла на острове не одно столетие, что невольно указывает на то, как неплохо о ней заботились её маленькие хранители.
Конец традиции
К счастью, этот дикий обычай в Европе ушёл в прошлое вместе с эпохой Средневековья. Хотя, если верить археологическим находкам, в некоторых азиатских странах строительные жертвы кое-где приносились вплоть до начала XX столетия. Но все же, чтобы придать зданиям дополнительный запас прочности, зодчие ещё долгое время замуровывали в стены своих творений котов, петухов и прочую мелкую живность. С течением лет жертвы и вовсе стали бескровными и чисто символическими.
В кладку фундамента суеверные архитекторы принялись бросать монетки, яйца и клочки шерсти. Сегодня же старый жестокий ритуал стал достоянием истории, и воистину это одна из тех древних традиций, с которой совсем не жаль расставаться.
Поделитесь в социальных сетях
Комментарии 0
[ <!—->Регистрация<!——> | <!—->Вход<!——> ]
<!— —>
Оригинал earth-chronicles.ru