Лилия, лев и единорог
За столетия существования гербов многие из них менялись, иногда — до неузнаваемости. Но любой герб оставался неотъемлемой собственностью своего владельца и имел такое огромное значение, что за соблюдением гербовых правил надзирали специалисты, называемые герольдами. А затем на свет появилась отдельная наука, хранящая и разъясняющая принципы присвоения и формирования гербов, — геральдика.
Появление на гербе тех или иных знаков обычно обусловлено конкретными причинами, о которых рассказывают легенды или реальные житейские истории. Вот что гласит предание о возникновении знаменитых бурбонских лилий. Однажды король из древней династии Меровингов по имени Хлодвиг попал с войском в ловушку между берегом Рейна и армией готов, преследовавшей его.
Быть бы королевскому войску разгромленным, но наблюдательный государь заметил, что в воде почти до дальнего берега растёт жёлтый ирис. А попадается он только на мелководье. Перед монархом был брод, и Хлодвиг воспользовался им, чтобы спасти своих солдат. Дальнейшая история показала, что король франков не забыл спасшее его растение — с тех пор болотный ирис, преобразившийся со временем в лилию, красовался на французском гербе. Французская монархия давно прекратила своё существование, однако золотую королевскую лилию по сей день можно обнаружить на гербах некоторых городов и провинций Франции.
Иногда символика королевского герба связана с владениями монарха — именно такова она в английском гербе, который одновременно принадлежит царствующей монархине Елизавете II и государству Великобритания. В рисунке герба — щит, разделённый на четыре поля: в первом и четвёртом расположены по три леопарда, во втором — лев, символизирующий Шотландию, в третьем — арфа, как символ Северной Ирландии. С обеих сторон щит поддерживают животные, слева — лев, справа — единорог.
На ленту, опоясывающую щит, нанесён девиз «Позор тому, кто подумает об этом дурно», он принадлежит Ордену Подвязки — высшему рыцарскому ордену страны. У ног льва и единорога располагается второй девиз, принадлежащий британскому монарху, — «Бог и моё право». Оба девиза написаны по-французски, поскольку именно он был в древности языком английской знати.
Лицо государства
В Древнем мире создание гербов разных стран часто начинались с тотемов — знаков правящего рода, обычно животных или птиц. Так в египетском гербе появилась змея, на поле персидского раскинул крылья орёл, а на армянском красовался коронованный лев. Одним из гербов Византийской империи был двуглавый орёл, тотем, позаимствованный византийцами у древнего народа хеттов. Из Византии орёл о двух головах перекочевал в Россию, где по сей день служит государственным символом объединения на российских просторах европейской и азиатской цивилизаций.
Современный российский герб довольно лаконичен, чего нельзя сказать о гербах некоторых других государств. Так, герб Гондураса настолько изобилует деталями, что больше похож на живописное полотно, чем на геральдическую эмблему страны. В поле овального щита и вокруг него умещаются треугольник (символ Тихого и Атлантического океанов, чьи воды омывают страну), две башни, вулкан между ними, восходящее солнце, радуга, два рога изобилия, а также колчан, наполненный стрелами разных цветов, как знак единства населения страны. Под щитом находятся изображение утёса, вход в горную шахту и два скрещенных молотка, как знак сырьевой промышленности государства.
За тысячелетия писаной истории нашей планеты всего менее трёх столетий обошлись без военных конфликтов, а потому гербовые рисунки не всегда символизируют мир и процветание. Герб Омана содержит только изображения образцов национального оружия: на нём расположен традиционный кинжал ханджар на фоне двух скрещенных мечей. А в гербе Мозамбика, утверждённом в 1990 году, крестьянская мотыга перекрещена с автоматом Калашникова. История этого милитаристского символа напоминает о трагическом прошлом африканской страны. Во время гражданской войны Советский Союз поддерживал (в том числе и оружием) мозамбикский Фронт национального освобождения. Советские автоматы гарантировали жителям страны не только спокойный сон, но часто и выживание. Они так высоко ценились на африканском континенте, что там до сих пор дают детям имя Калаш.
Откуда в Челябинске верблюды?
Символизм городских гербов не так связан условностями, как в случае с государственными гербами. Возможно, именно поэтому на гербах городов можно обнаружить странные или забавные картины. В эпоху Екатерины II на гербе Челябинска возник экзотический верблюд. Каковы причины появления этого животного на гербовом щите? Ответ очень прост: там, где сегодня находится Уральский город, некогда проходили караванные тропы, по которым двигались вереницы гружённых товаром верблюдов. Так этот символ торгового изобилия и оказался на городской эмблеме.
На иркутском гербе вообще расположился неведомый зверь, «выведенный» авторами рисунка по незнанию сибирского диалекта. На старом гербе, пожалованном городу в конце XVII века, изображался «в серебря гном поле бабр, бегущий по зелёной траве в левую сторону щита и имеющий в челюстях своих соболя». Бабром в Сибири называли тигра — животное для тех мест редкое, но не уникальное. Однако полтора столетия спустя в Россииской империи затеяли гербовую реформу и, описывая заново старый иркутский герб, чиновники перепутали бабра с… бобром. Пришлось художникам добавить к образу животного большой плоский хвост и лапы с перепонками. Соболь в зубах зверя, правда, остался на прежнем месте.
Заковыристый вариант герба получил в 2002 году город Железногорск, расположенный в Красноярском крае. на нём разъярённый медведь разрывает лапами атомное ядро. Этот геральдический шедевр должен отражать единство природы и науки и посвящён градообразующему предприятию Железногорска — горно-химическому комбинату корпорации «Росатом».
На некоторых гербах попадаются девизы, которые нербходимо разгадывать, как шараду, чтобы понять их смысл. Так, на эмблеме Севильи написано N08D0 — для человека неподготовленного это просто случайный набор знаков. Однако если знать, что в середине слова находится не цифра 8, а условный моток шерстяной пряжи, называемый испанцами madeja, шифр легко разгадать. No madeja do созвучно испанской фразе No me ha dejado — «Ты не покинул меня». Этот девиз даровал севильцам король Альфонсо X, когда они не поддержали попытку его сына захватить власть в стране.
А правильно истолковать значение герба венгерской области Ваш сможет только знаток средневековых бестиариев (энциклопедий, описывающих реальных и мифических животных). Никто другой ни за что не догадается, почему на вашском гербе изображён страус, стоящий на башне и сжимающий в клюве железную подкову. Дело в том, что во времена Средневековья эту птицу наделяли способностью переваривать камни и металл, а потому она считалась символом переработки железа. И в тех местах, где обрабатывали металл, на гербы помещали «всеядного» страуса.
Семейные достижения
Но какими бы причудливыми ни были некоторые городские гербы, до фамильных эмблем им всё же далеко. Рисунки семейных гербов способны не только озадачить, но даже шокировать изумлённого зрителя.
На гербе испанской семьи Миранда расположились пятеро обнажённых по пояс девиц. Легенда гласит, что прародитель семейства однажды во время паломничества по святым местам спас от рук убийцы пять девственниц и в память об этом событии поместил «портреты» спасённых девушек на свой герб.
Ещё более откровенно выглядит эмблема фамилии Коллеони из Италии — на ней самым бесстыдным образом красуются три мужские мошонки. Благодарить за феерический гербовый сюжет семья должна Бартоломео Коллеони, добывавшего себе славу и деньги клинком в бесконечных войнах XV столетия. По преданию свой герб вояка получил от неаполитанской государыни Джованны за доблесть в амурных делах. Правда, потомки Бартоломео ради приличия договорились, что на их гербе нарисованы просто три перевёрнутых сердца.
Столетие спустя, в конце XVI века венгерский дворянин по фамилии Вараляй обзавёлся эмблемой, в центре которой изображался мужской половой орган, а над ним висела рука с внушительной деревянной колотушкой. Непристойность картины отчасти объясняет род занятий Вараляя: он славился на всю венгерскую армию способностью быстро и качественно кастрировать жеребцов. Так что орган, помещённый на герб, принадлежал некоему абстрактному жеребцу и символизировал отменный профессионализм хозяина эмблемы.
На фоне перечисленных гербов невинным и даже несколько скучноватым выглядит герб Александра Маркова-Оспенного, получившего дворянство от Екатерины II за взятый у него (переболевшего оспой) «донорский материал» для прививки монаршей особы.
Поделитесь в социальных сетях
Комментарии 0
[ <!—->Регистрация<!——> | <!—->Вход<!——> ]
<!— —>
Оригинал earth-chronicles.ru