Скрытое правительство: железная тень, которая управляет США
На конференции в июле 2017 г. экс-глава ЦРУ Джон Бреннан отметил, что работники органов исполнительной власти имеют «моральный долг отказаться от исполнения» любых безумных или антидемократических приказов, исходящих от президента Дональда Трампа. Этот, казалось бы, невинный комментарий привлек серьезное внимание, а Раш Лимбоу, известный радиоведущий и политический комментатор с консервативными наклонностями, объявил это угрозой для США. Спустя несколько дней он с негодованием заявил в прямом эфире, что Бреннан буквально «призвал к государственному перевороту». Лимбоу добавил, что в управлении США действует сговор группы лиц, которые формируют глубинное государство в правительстве, Пентагоне, Госдепартаменте и разведывательных органах.
Да, именно термин «глубинное государство» (англ. deep state) должен привлечь ваше внимание. Термин, который всего несколько лет назад произносили только последователи Эдварда Сноудена и поклонники шпионских романов, теперь хорошо известен миллионам людей в США. Просто потому, что его существование – или вера в его существование – уже не вызывает сомнений и стало чем-то вроде публичной тайны. Глубинное государство – это уже то, что американцы свободно комментируют. Особенно, когда они говорят о правлении Дональда Трампа – президента, который, будучи разочарован его неспособностью делать все так, как ему хочется, часто говорит о заговоре против него именно в глубинном государстве правительства. Таким образом, сегодня о об этом говорят очень часто, и тон комментариев зависит от того, как комментатор относится к Трампу.
Но что такое глубинное государство по своей сути?
Наиболее простое объяснение: это секретная сеть административных органов, спецслужб и других элементов власти той или иной страны, которые работают в тени и контролируют все из закулисья. Глубинное государство – это истинная власть, но власть в тени. Власть, которая тянет за ниточки, скрываясь за демократическим фасадом якобы открытого правительства. Впервые этот термин появился в 1920-х годах, когда тайная турецкая группа начала работать под прикрытием для защиты правительственной структуры государства. Ее работа включала в себя шпионаж, манипуляции, вымогательство и убийство «врагов государства».
Впоследствии термин «глубинное государство» начал применяться к большинству других турецких секретных группировок, чья работа каким-то образом затрагивает правительство, а также к закулисным политическим системам Египта, России и США. И их влияние огромно, особенно учитывая тот факт, что влиятельные люди, от чьих решений зависит то, куда именно будет дуть ветер, поддерживают ту же политику действий и имеют долгосрочные планы, которые никоим образом не зависят от того, чья администрация находится у власти в данный момент. Иными словами, расстановка фигур на шахматной доске управления может быть абсолютно такой же, как при администрации Барака Обамы, так и при таковой Дональда Трампа, независимо от того, как радикально различаются их философия, ценности и цели.
Глубинное государство является и главным «виновником» того, что президентство Трампа становится все более дестабилизированным и достижению его политических целей мешают незаметно и «внутри страны». По крайней мере, так считают определенные группы людей, в том числе сторонники нынешнего президента США и любители теорий заговора. С момента выборов в США в 2016 году политические комментаторы все больше склоняются к тому, что глубинное государство, существующее в лице ФБР, ЦРУ, АНБ, бывшего президента Барака Обамы и Хиллари Клинтон, является основной причиной текущего раскола принципов и ценностей в стране.
Кто верит в глубинное государство?
В течение многих поколений люди, утверждавшие, что в правительстве США существует глубинное государство, были либералами, а не консерваторами. Первым, кто заговорил о теневом правительстве в США, был Питер Дейл Скотт, либерал и ученый из Калифорнийского университета, который в 2007 году в своей книге «The Road to 9/11» описал сложную сеть теорий заговора и разнообразных событий, таких как Уотергейтский скандал, убийство Кеннеди и дело «Иран-контрас» – один из крупнейших публичных скандалов в эпоху Рейгана. «Нет ничего безумного в идее глубинного государства, в идее, что элитарная группа людей в правительстве осуществляет власть, которую не дает им Конституция и которая не зависит от воли избирателей», сказал Скотт в интервью газете Miami Herald. «То, как люди Трампа говорят о нем [о глубинном государстве], может быть комичным, но не оно само».
Был по крайней мере один американский президент, который также верил в существование государства в государстве задолго до Трампа. Еще в 1961 году президент Эйзенхауэр предупредил нацию: «В наших правительственных структурах мы должны быть начеку, предотвращая необоснованное влияние, намеренное или ненамеренное, военно-промышленного комплекса». Джозеф Учински, политолог из Университета Майами, уверен, что, хотя Эйзенхауэр не использовал точный термин, он, безусловно, говорил о глубинном государстве.
[embedded content]
Но есть ли какие-либо факты, подтверждающие его существование. Да, хотя и косвенные. После теракта 11 сентября США усилили меры безопасности, которые по сути дела были полностью скрыты от широкой общественности. Были также введены совершенно непрозрачные методы наблюдения, непонятные для гражданской правовой системы. В эпоху Обамы Эдвард Сноуден раскрыл подробности колоссальной слежки и прослушки, которую АНБ ведет за гражданами США через их личные телефоны и через Интернет. Но давайте на мгновение забудем о так называемых whistleblowers, или информаторах, коим является Эдвард Сноуден. Даже люди из академических кругов говорят о двойственности управленческой системы в США. Это, например, является отправной точной книги профессора международного права Михаила Гленнона «Национальная безопасность и двойное правительство». В ней Гленнон отмечает, что, хотя Обама решительно выступал против методов наблюдения и обеспечения безопасности, характерных для администрации Буша в 2008 году, он все равно позволял продолжать использовать многие из них во время его президентства. Это, по словам, Гленнона, предполагает закулисное управление институтами безопасности США, которое перепрыгивает даже через главу государства – лидера, за которым, казалось бы, должно быть последнее слово.
А затем пришел Дональд Трамп, президент, который в своей кампании объявил войну системе и сказал, что он «истощит болото» Вашингтона и уничтожит его. Однако это оказалось не так-то просто – и причиной, по мнению многих, и, по его собственному мнению, снова является глубинное государство.
Невидимый контроль или экран лжи?
В первый день 2018 года младший сын Дональда Трампа, Эрик, опубликовал шутливый пост в Твиттере, в котором он посетовал на то, что социальная сеть предложила ему подписаться на Хиллари Клинтон, Барака Обаму и известную телеведущую Эллен Дедженерес. «Возмутительно… вот предложения @Twitter о том, на кого мне подписаться». #DeepState – написал тогда Эрик. Пост и прежде всего хэштег «глубинное государство» спровоцировал много насмешек над «параноидальным» сыном нынешнего президента США. Сама Эллен Дедженерес спросила прямо: «А что такое Deep State?».
Ее непонимание вполне объяснимо: как уже было сказано, всего несколько лет назад этот термин был малоизвестен американскому обществу и использовался горсткой политологов и любителями конспирации. В настоящее время он вошел в публичный лексикон и известные лица из политических кругов часто говорят о нем со своих трибун. Конгрессмены обещают «разнести его в пух и прах», Трамп уверяет, что глубинное государство уничтожило ФБР изнутри, а правые политики говорят, что «оно уничтожит нас всех».
«Правые и левые политики в США говорят о вещи под названием “глубинное государство”, и это уже часть публичного языка», говорит журналист-историк Макс Холланд, автор книг об Уотергейте и убийстве Кеннеди. «Раньше это была безумная теория заговора, которая бегло упоминалась в разговорах об убийстве Кеннеди, но сегодня она повсюду».
И это вовсе не преувеличение. Согласно прошлогодним опросам ABC News и Washington Post, почти половина американцев считают, что глубинное государство работает за фасадом конституционного правительства США. Не так давно большинство людей отвергло бы такую идею, назвав ее полной паранойей. В 1956 году социолог Чарлз Райт Миллс опубликовал исследование под названием «Властвующая элита», которое начинается со слов «Сфера приложения сил и возможностей обыкновенных людей ограничена миром их повседневных дел и забот, но даже в этом кругу, замыкающемся профессиональной работой, семейными и соседскими отношениями, они часто оказываются во власти таких внешних сил, которые они не могут ни понять, ни подчинить себе».
Идея Миллса о том, что страна фактически управляется централизованной сетью членов элитных семей, являющихся членами одних и тех же организаций, групп и обществ, была отвергнута учеными, журналистами и обществом как абсолютно ненормальная.
Однако всего через десять лет большинство политических факультетов в университетах США включили книги Миллса в семестровый список литературы для своих студентов. Его влияние распространилось и за пределы США. Фидель Кастро был верным читателем его книги – его речи часто включали цитаты из нее. В течение следующих 50 лет откровения о темной стороне правительства США открывали глаза обычным жителям страны на заговорщическое толкование способа, которым работает Вашингтон.
Сегодня даже сторонние наблюдатели, у которых есть свои сомнения относительно достоверности обвинений Трампа в адрес глубинного государства, постепенно начинают верить в существование тайной управленческой клики, для которой каждый новый президент – что-то вроде марионетки с очень ограниченным влиянием. И проблема усугубляется, когда между двумя теневым правительством и администрацией президента существуют большие идеологические различия.
Глубинное государство Трампа
В течение первых девяти месяцев его правления Дональду Трампу неоднократно угрожали импичментом. Поведение нынешнего президента США неоднократно выглядело дезориентированным, неадекватным и часто злым. По словам источников, близких к Белому дому, Трамп убежден в наличии заговора против него со стороны главных чиновников и агентств с высшими полномочиями в правительстве, которые не допускают его к власти и постоянно подрывают его авторитет перед публикой. Президент враждебно относится к правительству, которым он должен управлять. Столкновения между ним и институтами, с которыми он работает, все чаще доходят до широкой общественности. Это происходит в форме утечек конфиденциальной информации в средства массовой информации, крупнейшей из которых на сегодняшний день являются данные о взаимоотношениях Трампа с Россией и предположения о вмешательстве России в президентские выборы в США.
Но на каждый спор и скандал с его именем у президента есть готовый ответ: он – жертва заговора со стороны людей, которые боятся его. Люди, которые опасаются, что он вытеснит их из сердца правительства. Люди, которые составляют глубинное государство.
Там, где есть дым, есть и огонь?
Даже если отложить в сторону довольно неадекватные и бессвязно звучащие обвинения, выдвинутые нынешним президентом США, под удобным политическим фасадом США есть огромный сегмент правительства, которое управляет без всякой прозрачности и общественного контроля. И которое злоупотребляло своей властью бесчисленное количество раз. Обама, например, утверждал, что военные оказывали давление на него, чтобы отправить в Афганистан больше войск, чем он хотел. А Трамп и его сторонники не перестают объяснять, как именно глубинное государство мешает политике, которую навязывает президент. Некоторые идут еще дальше – как блогер Майк Чернович, который в радиопередаче Алекса Джонса в августе прошлого года заявил в эфире, что глубинное государство – настоящий убийца. «Трамп будет убит… Они убьют нас, убьют его, убьют всех», сказал Чернович.
Хотя это звучит как киноподобная идея, сегодня у нас есть бесконечно много причин полагать, что такие сериалы, как «Тайная власть», полностью актуальны. Заговор, который главный герой этого сериала реализует на Ближнем Востоке с, казалось бы, благородной целью, фактически заставляет его выполнять миссию по извлечению миллиардов долларов из войны в Иране, очень близок к теориям о подрывных манипуляциях, создавших Восточный конфликт для получения прибыли. Что-то очень похожее на уже упомянутое дело «Иран-контрас». Начавшееся как миссия по освобождению американских заложников, которые удерживались террористическими группировками с иранскими связями, оно превратилось в схему «оружие за заложников и деньги», в рамках которой члены исполнительной власти США поставляли оружие в Иран, получая в обмен заложников плюс деньги. Впоследствии часть средств за поставки вооружений была перенаправлена на финансирование антикоммунистических повстанцев (контрас) в Никарагуа.
Тогдашний президент Рейган оказался исключенным из самых важных элементов этой истории, и по сей день неясно, что именно он знал и когда он это понял – во-первых, он сделал официальное заявление в прессе в ноябре 1986 года, заявив, что США не поставляли оружие Ирану. После того, как история была раздута, и некоторые из материалов дела были отчаянно уничтожены, президент снова сделал заявление в марте 1987 года, заявив, что он берет на себя полную ответственность за действия, о которых он не знал. 14 человек из администрации были привлечены к ответственности, было вынесено 11 обвинительных приговоров, некоторые из которых были отменены. Что более интересно, так это то, что некоторые из причастных к скандалу аферы «Иран-контрас» впоследствии стали членами администрации президента Джорджа У. Буша. Среди них Эллиот Абрамс, Отто Рейк, Джон Негропонте и Джон Пойндекстер.
В сериале «Тайная власть», который в апреле этого года транслировался на канале FOX, глубинное государство тоже тянет за ниточки в сюжетной линии, которая по мере развития становится все меньше связанной с «последней миссией» бывшего специального агента Макса Истона и все больше со срытыми интересами тайных правительственных единиц на Ближнем Востоке.
Источник vizitnlo.ru