Телеграмм Дилетант
Кризис, вызванный пандемией коронавируса, в самом начале, но очевидно, что он не столько меняет мир сам по себе, сколько усиливает процессы, которые развивались до него.
А они ведут к смене мирового порядка. Главный из процессов — усиление американо-китайского соперничества и становление новой биполярности.
Характерно, что все происходит в обстоятельствах, которые, казалось бы, должны были способствовать сглаживанию противоречий и объединению усилий двух ведущих мировых держав.
Основные тренды:
Covid-кризис пока подтверждает основные тезисы, на которых основывалась в последние годы внешняя политика Кремля:
- Ведущая роль государства на международной арене и роль правительства как главнейшего института внутри отдельных стран;
- Приоритет государственного суверенитета над любыми международными организациями и договоренностями;
- Критическая важность устойчивости экономики и общества к внешним вызовам;
- Приоритет качества государственного управления и общественной солидарности над характером политического режима;
- Упадок либерализма в современном мире и неактуальность в XXI веке противопоставления демократии и авторитаризма.
Суверенизация, активно проводившаяся Москвой с начала 2010-х годов, и антисанкционные меры второй половины 2010-х видятся сейчас своевременной подготовкой к внезапно разразившемуся кризису.
Кризис усиливает основные тенденции в международных отношениях:
- постепенный отход США от ставшего слишком обременительным глобального лидерства и их сосредоточение на укреплении собственной национальной базы;
- ослабление Европейского союза, демонстрирующего неспособность к эффективному противодействию кризисам, и углубление противоречий между странами-членами;
- переход Пекина к активной внешней политике в глобальном масштабе и заметный подъем национализма в самом Китае.
Результатом кризиса станет, скорее всего, дальнейшее укрепление позиций Китая и других стран Восточной Азии, показавших в борьбе с коронавирусом гораздо более высокий уровень общественной солидарности и сотрудничества между властями и гражданами, чем атлантические общества Европы и Северной Америки.
Именно грядущая биполярность представляет собой главный вызов для российской внешней политики на несколько десятилетий вперед.
В Москве с облегчением воспринимают то, что Вашингтон рассматривает Китай, а не Россию как главного соперника. В то же время положение противника номер два не создает для России каких-то преимуществ.
Враждебный настрой американской правящей элиты в отношении РФ сохраняется, а временами усиливается. Не просматривается готовность Вашингтона не только к компромиссам, но даже к диалогу с Москвой: ставка сделана на продолжение давления. По результатам президентских выборов 2020 года ситуация вряд ли улучшится.
Сближение России с Китаем, произошедшее в условиях конфронтации с США, укрепило геополитические и геоэкономические позиции РФ. Сохранение и укрепление российско-китайской антанты — безусловно, в интересах России. Китай превратился в важнейшего экономического, финансового и технологического партнера России.
Отношения двух государств — России и Китая — строятся на прочной основе национальных интересов и суверенного равенства. Ни в Москве, ни в Пекине не считают необходимым связывать свободу действий на международной арене заключением военно-политического союза.
Covid-кризис высветил отличительную особенность российско-китайских отношений. И для Москвы, и для Пекина собственные интересы и национальная безопасность однозначно перевешивают любые другие соображения. Границу между двумя странами не раз перекрывали в одностороннем порядке из соображений биологической безопасности. Те же соображения могут заставить негласно рассматривать даже самого близкого партнера как потенциальный источник эпидемиологической или экологической опасности.
Несмотря на очевидную асимметрию в экономических и других возможностях, Россия принципиально настаивает на равноправном характере отношений с КНР. Пока все так, у России будет стимул развивать сотрудничество с Китаем. Формула отношений двух государств останется прежней: никогда — против друг друга, но не обязательно всегда и во всем вместе. Налицо удачное сочетание надежности и гибкости. Вопрос в том, сохранит ли та же формула свою силу в условиях обострения американо-китайских отношений и все более явной перспективы становления новой биполярности.
Очевидно, что Москве предстоит вести себя еще более аккуратно. Россия не является стороной конфликта между КНР и США, но у нее вряд ли получится отстраненно взирать на их противоборство. С Китаем Россию объединяет стремление преодолеть остатки американо- и западноцентричного мирового порядка. В то же время у России нет никакого желания жить в составе китаецентричного блока.
Добрососедство и взаимовыгодное сотрудничество с Китаем — очень хорошо; вхождение в сферу влияния КНР — недопустимо. Реальность, однако, такова, что растущая зависимость РФ от КНР в экономической, технологической и потенциально финансовой областях может заставить Москву поневоле следовать в русле внешней политики Пекина.
В принципе, у России есть ресурсы для развития экономики и технологий, но существующие в стране политико-экономические условия препятствуют такому развитию. Пока главный резерв самоусиления не может быть задействован, на первый план обязана выйти внешняя политика.
Чтобы в новой биполярной системе Россия не оказалась придатком китайского полюса силы и сохранила критически важное для российской государственности международное равновесие, Москве необходимо снизить свою зависимость от Китая, развивая отношения с другими крупными экономическими и финансовыми игроками.
Телеграмм Работайте, братья!
Об искусственном происхождении COVID-19
Поклонская: «Я допускаю, что новый коронавируc мог появиться в результате лабораторных исследований. Особо отмечу, я не специалист, это всего лишь мое мнение».
Эти сдержанные слова зачем-то «разоблачил» канал Минправды, не первый раз с апломбом показавший своё невежество.
«Поклонская публично присоединилась к сторонникам теории заговора, верящих в искусственное происхождение коронавируса. Ей бы не помешало ознакомиться хотя бы с научно-популярными публикациями о происхождениями коронавируса, чтобы не делать столь глупых заявлений».
Что вирус МОГ БЫТЬ создан лабораторно не раз заявляли эксперты.
С. Пекова – молекулярный генетик и вирусолог, руководитель лаборатории Tilia Laboratories, диагностировавшая первые в Чехии случаи коронавируса, её находка заставила власти страны изменить политику проведения анализов.
– Вы всё-таки считаете, что этот вирус может иметь искусственное происхождение?
– Я считаю, что этого нельзя исключать. Он ведёт себя очень необычно.
Когда я увидела эту последовательность, мне сразу показалось, что она не очень похожа на природную. Если бы мы говорили только о структурных генах, я бы не думала, что с этим вирусом что-то не так.
Когда клиническая картина вируса настолько отличается от других вирусов того же типа, это как минимум странно. Что касается его генокода – я многие годы посвятила молекулярной биологии и генетике, занималась клонированием и использовала разные части вирусов для генной инженерии – это очень распространённая практика. Когда я увидела эту последовательность, мне сразу показалось, что она не очень похожа на природную. Если бы мы говорили только о структурных генах, я бы не думала, что с этим вирусом что-то не так. Но нужно смотреть на весь геном, не исключая из рассмотрения другие его части, и, возможно, там мы найдём ответ…
Телеграмные болтуны явно считают себя умнее вирусологов. @btr80
Телеграмм Майор и Генерал
Россию в последние — предвирусные — времена часто выставляли, как средоточие коварства, византийской хитрости и беспринципности. То есть — в изображении западных think-tanks и аналитиков вела она себя более-менее прилично, потому что на ее пути нерушимой стеной обороной стальной стояли западные демократии (Украина, молчать!).
И коварные russkies только и ждали, когда западный мир даст промашку, появится трещина, случится какое-нибудь несчастье, чтобы, конечно, напасть и все захватить! Гибридно и открыто, как получится. Ну так вот! Кризис случился, западные демократии пакуют свое население тысячами в целофановые пакеты, системы здравоохранения коллапсируют, режимы ЧП и прочие прелести глобального кризиса…
И что мы видим? Вернее, что видит западный обыватель, которого уверяли в византийском коварстве русских? Вот, самое время же — ударить из-за угла! (Имманентное зло — оно такое). Где ужасные гибридные операции? Где всплеск войны на Украине? Где хотя бы перехват и складирование у себя средств защиты и аппаратов ИВЛ? Где ультиматумы и коварные дельцы, наживающиеся на несчастье? Нет. Н и ч е г о.
Зато вот у наших западных партнёров всего этого навалом, аж иногда оторопь берет… В чем же дело? А в том, что нас на Западе оценивали, исходя из самооценки. И вот такие вот ужасные мы получались. Потому что являли собой — темную внутреннюю сущность think-tanks и аналитиков, которые просто приписывали нам свои подсознательные намерения и реакции. Ну что ж… Увы… Мы опять не оправдали ожиданий, простите.
Источник vizitnlo.ru