Белоусов лишает либералов финансирования

Белоусов рассказал Путину о попытках повысить производительность труда - РИА Новости, 13.07.2020

НЕЗЫГАРЬ

Либеральную группировку Чубайса-Кудрина-Набиуллиной лишат еще одной возможности финансировать свою политическую деятельность и лоббистские усилия по продвижению собственных интересов.

Первый вице-премьер Андрей Белоусов, куратор финансово-экономического блока правительства, сделал очередной «тихий ход» с целью оттеснить идеологических и властных конкурентов, блокировав им доступ к государственным активам.

Правительство подготовило постановление «Об утверждении порядка предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам-заемщикам».

Этот документ существенно корректирует существующий с начала девяностых порядок подготовки, оформления и расчетов по кредитам, который Россия предоставляет иностранным государствам.

В начале 90-х Россия унаследовала от СССР права требования по кредитам, которые были предоставлены иностранным государствам на сумму около 148 миллиардов долларов.

Вопреки распространяемой тогда либеральными экономистами оценке, абсолютное большинство этих займов было обеспечено различными активами государств –заемщиков и по международной классификации относилось к разряду первоклассных.

Этим не преминули воспользоваться первопроходцы рыночных реформ.

По распоряжению Егора Гайдара, и.о. премьера РФ (первого вице-премьера) в 1992-1994 годах его давний соратник по работе в Институте системных исследований Петр Авен (до 1992 года министр внешних экономических связей) получил полномочия по работе с внешними долгами.

И создал в 1993 году ОАО ФинПа (Финансы Петра Авена), в котором 10 процентов принадлежали Менатепу Михаила Ходорковского.

Надо пояснить, что существует рынок международных долговых обязательств, на котором можно реализовать с определенным дисконтом любые долги любых государств.

Деятельность ФинПА, которая получила доступ к задолженностям России, сводилась к тому, что, как позже признавался Авен, «мы дeлaли свoпирoвaниe внyтрeннeгo дoлгa нa внeшний, тo eсть oбмeн внyтрeнних oбязaтeльств нa внeшниe».

Иными словами при помощи нехитрых бутафорских комбинаций ФинПа получало контроль над высоколиквидными долгами третьих стран России, а затем продавали их мировым валютным спекулянтам.

Или государствам, заинтересованным в том, чтобы получить рычаги политического влияния на конкурентов и противников. Пример – Израиль хотел скупить долги Ливии, однако эта комбинация Авену не удалась.

Зато ФинПа удачно поучаствовал в списании долгов Йемена, обеспеченных нефтяными активами этой арабской страны и котировавшемся на мировом рынке с дисконтом 5-10 процентов.

К 1999 году Россия списала Йемену 80 процентов семимиллиардного долларового долга, а Петр Авен заработал свой первый миллиард.

Аналогичные операции «консультанты» из ФинПа проводили с долгами многих других стран, пока данные о такой деятельности не была засекречены после нескольких скандалов, связанных с Анголой и Мозамбиком.

Тем не менее в 2002 году просочилась информация об аналогичных действиях Анатолия Чубайса в отношении долгов Словакии и Чехии, которые подконтрольная бывшему министру финансов и тогдашнему главе РАО ЕЭС фирма «Фалькон» выкупила с дисконтом в 48 процентов, получив около 700 миллионов долларов чистой прибыли! Правда, по обратной схеме – речь шла о долгах России этим странам.

Если учесть, что советские долги в общей сложности были списаны на 90 миллиардов долларов, то «вознаграждение» консультантов, (в том числе аффилированных с министром финансов, а позже премьером Касьяновым) пришедших на смену ФинПА (Авен закрыл его в 2004, сразу после того, как арестовали Ходорковского) может составлять от 20 до 40 миллиардов долларов.

Все эти аферы были возможны лишь при активном содействии и прямой поддержке Минфина, который весь постсоветский период неизменно возглавлял ставленник либерально-монетаристского клана.

Соответственно правовой статус министерства предполагал монопольное право распоряжаться внешними долгами России.

Теперь эта монополия будет разрушена. Постановление Правительства содержит, помимо прочего, принципиальное новшество.

Минфину оставлено право рассматривать обращения иностранных государств заемщиков, проводить консультации и переговоры по условиям кредитования и обеспечивать другие технические вопросы.

А вот впервые появившемуся юридическому лицу, которое в постановлении названо агентом Правительства, даны полномочия учитывать, использовать, погашать и обслуживать государственные кредиты.

Все операции, связанные с движением «живых» денег, порядком погашения или реструктуризации долгов будет проводить этот самый агент, выведенный из-под контроля Минфина.

Тем самым, хочется верить, оставшиеся 40 миллиардов долларов, которые мир должен России, пойдут не на обслуживание частно-корпоративных удовольствий, а будут использованы максимально эффективно на общественные цели.

Источник vizitnlo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *