10
В отношении конфликта Киргизии и Таджикистана:
- Обострение началось одновременно по обе стороны границы: с раннего утра начали поступать сообщения о стычках с местным населением уже за пределами национальной границы. В Киргизии столкновения начались с хулиганских действий — по данным спецслужб, несколько граждан Таджикистана начало забрасывать камнями и обстреливать из ружей машины этнических киргизов. В это же время в Таджикистане начали распространяться фейки о похищении и убийстве нескольких таджиков киргизскими пограничниками (несколько дней назад в делимитированной зоне пропало трое граждан Таджикистана). Во многом это стало причиной установки камер, что в конечном итоге, и переросло в минометную резню.
- Пограничная напряженность между странами проявляется регулярно (драки, поножовщины, перестрелки из охотничьего арсенала). Все прошлые эпизоды пограничники обоих стран совместно разбирались с нарушителями, однако ситуация изменилась после киргизского переворота 2020 г. Сменился управленческий состав таможенных органов этой республики — на волне национально-патриотических настроений новые силовики более не проявляли прежнего такта к соседям.
3.Активность США и Китая в Центральной Азии возрастает. Характерно, что нынешняя вспышка противостояния наложилась на переговоры России с Таджикистаном и Киргизией о расширении системы ПВО. 28 апреля минобороны этих центральноазиатских республик подписали программу стратегического военного партнерства с Россией до 2025 г. На следующее утро, через несколько часов после подписания начались провокации.
4.Еще один эффект наложения – вывод американских войск из соседнего Афганистана. Возникновение новой горячей точки – прямой удар по антитеррористической стратегии России. Обострение националистических настроений вкупе с боевым подъемом может неблагоприятно сказаться на сложной социально-экономической ситуацию в регионе. Эксперты говорят о рисках распространения радикального экстремизма, новых черных рынков, наркотрафике и прочему экспорту нестабильности. Центральная Азия вновь рискует превратиться в пороховую бочку на предотвращения взрыва которой России придется тратить много ресурсов.
5.Показательно, что за неделю до конфликта госсекретарь США Энтони Блинкен провёл серию онлайн-консультаций с главами МИД Киргизии и Таджикистана — официально переговоры прошли в формате центральноазиатского сотрудничества С5+1 и были прямо посвящены предстоящим военным планам американцев в регионе. Под эгидой этих переговоров в посольство США в Бишкек был переброшен штат из 400 военных консультантов. По официальной позиции Белого Дома, их прислали для предотвращения негативных последствий вывода американских войск из Афганистана и «снижения общей напряженности в регионе».
6.Эксперты проводят аналогии с Карабахским сценарием конфликта. В обоих случаях предметом эскалации выступили спорные, делимитированные территории. Структура конфликта имеет территориально-этническую природу и укрепляется за счет манипуляциями в соцсетях фобиями и этническими предрассудками. Еще один уровень риска: как и в случае с армяно-азербайджанским противостоянием на улицах российских городов – обострение киргизско-таджикского конфликта также несет риски негативных проекций в российских мегаполисах и столицах.
7.В 21.30 по московскому времени перестрелка прекратилась, но уже известно о минимум 6 погибших и 80 пострадавших и сгоревшем селе. Дипломатии удалось взять вверх над манипулятивным конструированием конфликта со стороны внешних акторов. Однако даже такой исход событий не исключает рисков для национальной безопасности России. Конфликт имеет глубокие территориально-исторические корни. Показательно, что Киргизская власть во многом села за стол переговоров лишь после стихийных протестов в Бишкеке.
Эксперты отмечают необходимость проведения тщательной диагностики хронологии и действий участников конфликта. Возможные протесты Киргизии против такого варианта развития событий лишь увеличат вероятности пересмотра исхода конфликта различными международными акторами.
Источник vizitnlo.ru