- На фоне выравнивания и единообразия государственной социально-экономической концепции Центробанк остается чужеродным телом за пределами стратегических приоритетов страны. Эти обстоятельства обуславливают растущий прессинг на ЦБ различных групп влияния с целью встроить действия регулятора в избранную парадигму развития России.
- Общая претензия к ЦБ — декларированный официальный отказ (в отличие от центробанков ведущих стран) контролировать курс рубля, укрепляя его стабильность и повышая эффективность и прибыльность внешнеторговых операций. В выигрыше оказываются крупнейшие мировые валютно-сырьевые спекулянты уровня Сороса и Блумберга.
Ежемесячные обороты ММВБ сравнимы с доходами федерального бюджета, а объёмы вывезенного по всем каналам капитала за 20 лет по расчетам экспертов СФ и данным валютного контроля составляет до 2 триллионов долларов.
- Нарастает активность экономических и контрразведывательных подразделений в части анализа деятельности ЦБ. Это стало следствием намерения Набиуллиной «оградить российские банки от всевластия силовых структур». Подобная позиция ЦБ привела к тому, что, несмотря на внешне тотальный контроль регулятора из коммерческих банков было похищено через лжебанкротства, незаконный вывод капитала и другие виды мошенничества свыше триллиона рублей, которые были возмещены в конечном итоге за счет массы налогоплательщиков.
При этом правоохранительные органы (ФСБ, МВД, СК, ФСФР) не имеют законной возможности самостоятельно без санкции прокуратуры проводить следственные и оперативные действия, профилактируя банковскую преступность.
- Критическая и непредсказуемая волатильность курса рубля, запретительные ставки кредитования реального сектора экономики под предлогом борьбы с инфляцией, односторонняя ориентация на рекомендации МВФ — все эти факторы поставили глав крупных промышленно-сырьевых перерабатывающих корпораций (как правило, апологетов «свободного рынка») в оппозицию к ЦБ. Это неизбежно актуализирует в общественной повестке дискуссию о том, насколько его статус соответствует общественным интересам под слоганом «ЦБ: представитель МВФ и ФРС в России или представитель России в МВФ и ФРС». Речь по существу идет о противостоянии на мировом рынке отечественных и зарубежных корпораций, в которой регулятор выступает на стороне последних.
- Реформы, проводимые правительством, обострили противоречие между ЦБ и исполнительной властью. Стратегия национальных целей подразумевает оперативное и гибкое управление денежно-товарными потоками, что не позволяет делать «консервативная» ДКП Банка России со ссылкой на различного рода международные нормативы. Прибыль банковского сектора растет независимо от кризисного состояния экономики (1,6 триллиона рублей при дефиците бюджета в 4 триллиона и падении прибыли в промышленности на 4-8%) и не может быть использована, чтобы решить наиболее острые проблемы — недостаточной монетизации, стимулирования потребительского спроса, «разогрева» в полном соответствии с теорией монетаризма экономики через дешевые кредиты. Правительство вынуждено использовать обходные маневры через субсидированные кредиты и другие льготы, теряя прибыльность и эффективность.
Однако в аппаратной борьбе еще два года назад казавшиеся неуязвимыми позиции Набиуллиной значительно ослабели. Её вынудили снизить ключевую ставку до рекордно низкого уровня, что с лагом в год дало импульс развитию экономики +8,5 % роста ВВП в июне 2021 к июню 2020); преодолели сопротивление ЦБ продлению ипотеки, которую как средство поддержать промышленность отстаивал Хуснуллин; снизилась доля доллара в ЗВР; ЦБ начал активно скупать юань как основу для создания внедолларовой системы расчетов.
- Общественный запрос на кардинальные реформы в Центробанке не сводится к замене его председателя. Личные качества и профессионализм Набиуллиной (к которым есть масса претензий) играют подчиненную роль в деятельности ЦБ, которую определяет неуязвимая к внешним воздействиям комплексная нормативно-правовая система.
Даже Глазьев во главе Банка России вынужден будет играть по правилам, соответствующим юридическому статусу ЦБ, который и формально, и по существу не зависим от государства и его приоритетов.
Такая ситуация является лучшей гарантией для сохранения Набиуллиной на своем посту вплоть до июня 2022 года, когда по закону она не сможет возглавлять ЦБ.
Любой новый назначенец ( среди них называют Скоробогатову, Аксакова, сенатора Журавлева, но равноценной заменой по критериям МВФ будет только Кудрин) не избавит государство от необходимости кардинально пересмотреть роль и цели главного финансово-кредитного органа страны. Иначе цели национального развития не будут достигнуты.
ТГ НЕЗЫГАРЬ
Источник vizitnlo.ru