Столица Индонезии погружается под воду, можно ли ее спасти

Столица Индонезии, Джакарта — один из самых больших городов в мире. Его население составляет более 10 миллионов человек. В настоящее время северная часть города, где расположен административный центр, уходит под воду, причем скорость достаточно внушительная — 27 сантиметров в год. Разумеется, ситуация возникла не сейчас, а гораздо раньше. В 2002 году, чтобы защитить город от воды, правительство построило вдоль берега стену. Однако спустя пять лет стена была частично разрушена в результате сильнейшего наводнения, которое унесло жизни 80 человек. Сегодня жители Джакарты живут с постоянной угрозой очередного разрушительного наводнения. Правительство даже объявило о том, что столица будет перенесена в другой город, строительство которого начнется уже этим летом. Но есть ли еще шанс спасти Джакарту или город обречен погрузиться под воду?

Почему Джакарта уходит под воду

Наводнения были главной проблемой Джакарты на протяжении сотен лет. Тем не менее угроза не была настолько серьезной, как сейчас. Раньше город был защищен густыми мангровыми зарослями, которые служили препятствием для приливов. В настоящее же время мангровых зарослей практически не осталось. Но это не единственная причина наводнений.

Через город протекают тринадцать рек, впадающих в Джакартский залив. Периодически они выходили из берегов. Когда голландцы колонизировали Индонезию в 1619 году, они начали преобразовывать город, чтобы он напоминал голландский. Вместе со зданиями строились и каналы, отводящие воду из рек. Но по мнению экспертов, каналы только усугубили ситуацию.

Дело в том, что Аллювиальная рыхлая почва дельты рек уплотняется и постоянно оседает. Компенсировать это оседание способны новые отложения из разлившихся рек. Каналы, разумеется, этому препятствовали.


Наводнения беспокоят Джакарту уже сотни лет

В настоящее время около 40 процентов города находится ниже уровня моря. Вместе с тем, в связи с изменением климата и таянием ледников, уровень моря каждый год повышается. Все это приводит к регулярным наводнениям.

Сейчас море доходит почти до вершины береговой стены. Через нее просачивается вода, в результате чего дороги возле побережья всегда грязные и мокрые.


Времени на спасения Джакарты почти не осталось

Как подземные воды влияют на наводнение

Одной из причин оседания грунта в Джакарте также является масштабный забор подземных вод. Дело в том, что в городе не развита сеть водоснабжения. Водопроводная система обслуживает менее одного миллиона домохозяйств, то есть примерно четверть города. Остальные домовладения откачивают воду из грунта.

Как отмечают эксперты, количество глубоких колодцев росло вместе с населением города. В 1998 году их было уже более 3600 единиц, но сколько колодцев существует на сегодняшний день, никто не знает. Предположительно, их количество сильно увеличилось. Один глубокий колодец может обслуживать 50 домохозяйств. По оценкам специалистов, город уже использовал 64 процента своих запасов подземных вод.

В прибрежных районах, таких как Северная Джакарта, где нет водопроводной воды, жители бурят скважины глубиной до 150 метров. Альтернативой является покупка воды в канистрах, которые продаются дистрибьюторами. Типичная семья из четырех человек, зарабатывающая менее 7 долларов в день, обычно тратит пятую часть этой суммы на воду.


Озеленение — один из способов спасения города

В прошлом году правительством был объявлен запрет на добычу подземных вод владельцами зданий площадью более 5000 квадратных метров. Закон должен вступить в силу в августе 2023 года. Согласно заявлениям Губернатора Джакарты, к 2030 году водопроводная сеть будет снабжать весь город.

Кроме того, после масштабного наводнения в 2007 году, правительство провинции приняло постановление, согласно которому не менее 30 процентов общей площади города должно быть выделено под зеленые открытые пространства. Зеленые насаждения способны поглощать воду от проливных дождей, а также задерживать потоки для подпитки истощенных городских водоносных горизонтов. В настоящее время уже озеленено около 10 процентов города.

Как Джакарту защитят от затопления

Даже если властям удастся остановить проседание грунта, проблема воды с моря, уровень которого постоянно повышается, никуда не уходит. В настоящее время национальное правительство и правительства провинций совместно работают над реализацией плана защиты побережья Джакарты от наводнений.

План включает в себя два этапа. На первом этапе должна быть построена стена вдоль побережья длиной почти 50 км. В настоящее время построено уже порядка 12 км этой стены. Ожидается, что в 2023 году строительство будет происходить еще более активно. Но, как показывает опыт, стена является лишь временным решением.

На втором этапе должна быть построена гигантская морская дамба на шельфе Джакартского залива. Она будет включать в себя искусственный остров длиной 30 км в форме птицы Гаруда (национальный символ Индонезии). Остров защитит город от штормовых нагонов, но на нем также предполагается разместить офисы и квартиры, водохранилище, автомагистрали, железнодорожные пути, а также места отдыха.


Спасти Джакарту помогут мангровые заросли

Джакарта все равно уйдет под воду?

Критики говорят, что Гигантская морская стена перекроет течение 13 рек, превратив Джакартский залив в гигантский бассейн сточных вод. И поскольку весь мегапроект не может решить проблему оседания земли, город в конечном итоге все равно пойдет ко дну.

По мнению некоторых специалистов, правительству лучше сосредоточиться на омоложении прибрежных районов путем посадки мангровых зарослей и восстановления берегов рек, застроенных жилыми домами. Строительство же стены является крайне дорогостоящим, и при этом неэффективным решением. По разным оценкам, бюджет проекта составляет от 20 до 58 миллиардов долларов.

Нидерланды и Южная Корея пообещали выделить в общей сложности около 18 миллионов долларов на проектирование и технико-экономические обоснования. Но откуда будет поступать остальное финансирование строительства, пока неизвестно. Ну а пока стена и дамба не построены, жители города самостоятельно пытаются бороться с проблемой — поднимают дороги и собственные дворы, засыпая их щебнем и ракушками.

Оригинал earth-chronicles.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *