Расширение горизонтов: Планеты как альтернатива мегаструктурам для развитых цивилизаций

В 1960 г. физик Фримен Дайсон предложил концепцию мегаструктур — массивных сооружений, способных заключить в себе звездную систему и использовать ее энергию.

Эта идея поразила воображение астрономического сообщества, что привело к дальнейшим исследованиям и спекуляциям. Однако недавние исследования группы ученых из Бангалора (Индия) предлагают альтернативное решение для развитых цивилизаций, стремящихся получить больше жизненного пространства, — перемещение планет в обитаемую зону звезды.

Интрига вокруг мегаструктур была вновь поднята в 2015 году, когда астрономы наблюдали необъяснимое потускнение звезды KIC 8462852, известной также как звезда Табби. Хотя последующий анализ показал, что, скорее всего, причиной затемнения была пыль, а не твердые структуры, это вызвало новый интерес к концепции мегаструктур и связанным с ними техносигнатурам.

Первоначальные идеи Дайсона были предложены в то время, когда астрономы еще не знали об изобилии экзопланет в нашей галактике. Первая подтвержденная экзопланета была открыта только в 1992 г., и с тех пор их число выросло до поразительных 5 514. Эти новые знания подтолкнули исследователей к поиску альтернативных подходов к созданию мегаструктур.

Группа исследователей под руководством Рагхава Нарасимхи из Университета Христа в Бангалоре (Индия) недавно опубликовала работу, предлагающую альтернативу мегаструктурам. Их подход заключается в захвате планет внутри звездной системы или свободно плавающих планет за ее пределами и переносе их в обитаемую зону звезды. Этот метод предлагает более простое и менее разрушительное решение для развитых цивилизаций, стремящихся расширить свое жизненное пространство.

Группа исследователей, в которую вошли Маргарита Сафонова и Чандра Сиварам из Индийского института астрофизики, изложила свои выводы в препринте под названием «Создание пригодных для жизни миров: планеты против мегаструктур». В статье, которая в настоящее время находится на рассмотрении для публикации в журнале Astrophysics and Space Science, приводятся убедительные аргументы в пользу планетарного переноса как реальной альтернативы мегаструктурам.

Концепция мегаструктур имеет долгую историю, примеры которой относятся к началу XX века. В работе Джона Десмонда Бернала «Сфера Бернала» (The World, the Flesh & the Devil), опубликованной в 1929 г., предлагалось использовать для создания таких структур материал с небольших астероидов или планетарный мусор. Олаф Стэплдон развил эту идею в научно-фантастическом романе «Создатель звезд», представив, как развитые цивилизации строят искусственные планеты для постоянного обитания.

Основополагающая статья Дайсона «Поиск искусственных звездных источников инфракрасного излучения» развивает эти идеи и рассматривает мотивы создания мегаструктур. Дайсон утверждал, что, помимо использования энергии, цивилизации стремятся увеличить пространство, которое они могут заселить, создавая «искусственную биосферу» или то, что позже Николай Кардашев назвал «сферой Дайсона».

Ученые и эксперты высказали свое мнение по поводу концепции переноса планет как альтернативы мегаструктурам. Доктор Сафонова, одна из участниц исследования, заявила: «Перенос планет в пригодные для жизни зоны — более практичное и менее ресурсоемкое решение для развитых цивилизаций. Это позволит им расширить жизненное пространство без необходимости строительства массивных сооружений».

Доктор Сиварам, другой член исследовательской группы, добавил: «Хотя мегаструктуры остаются интригующей идеей, проблемы, связанные с их строительством и обслуживанием, огромны. Планетарный перенос представляет собой более реальный подход, который согласуется с нашим современным пониманием изобилия экзопланет и потенциала межзвездных путешествий».

По мере того как расширяются наши представления об экзопланетах, расширяются и наши исследования возможностей развитых цивилизаций. Хотя мегаструктуры уже несколько десятилетий захватывают наше воображение, концепция переноса планет предлагает более простое и практичное решение для расширения жизненного пространства. По мере того как ученые будут продолжать углубляться в эти идеи, в будущем могут появиться новые идеи и открытия, которые определят наше понимание Вселенной и потенциала развитых цивилизаций.