Ученые смоделировали «Восстание зомби» для предсказания того, как будут распространяться будущие пандемии

В рамках новаторского исследования ученые из Финляндии используют зомби для моделирования распространения патогенных микроорганизмов и получения информации о будущих пандемиях. Под руководством математика Паулины Ильмонен (Pauliina Ilmonen) из Университета Аалто группа исследователей проводит моделирование восстания зомби, чтобы понять, как будет развиваться чума нежити на территории Финляндии. Хотя полные результаты еще не опубликованы, предварительные выводы уже проливают свет на динамику сдерживания вспышки.

Необходимость скорости: Быстрые действия для спасения жизней

Одним из основных выводов, сделанных в ходе моделирования, является то, что для сдерживания вспышки зомби отводится очень мало времени. Исследователи пришли к выводу, что при наличии всего одного зомби в Хельсинки немедленные действия в течение семи часов являются решающим фактором для предотвращения захвата всей страны. Это открытие подняло этические вопросы о правах личности в сравнении с правами населения.

«Меня не должно было это удивлять, но я был удивлен тем, как быстро мы должны реагировать, чтобы сохранить жизнь нашему населению», — говорит Илмонен. «Это заставило меня задуматься о таких моральных проблемах, как права отдельных людей в сравнении с правами населения».

Обучение на основе вымышленных сценариев

Использование вымышленных сценариев для изучения распространения чумы — не новая концепция.

Зомби использовались в качестве инструмента для привлечения студентов-медиков к изучению эпидемиологии, а также нашли применение в других дисциплинах, например в математике. Более того, в 2011 г. даже Центр по контролю и профилактике заболеваний (CDC) запустил публичную кампанию по подготовке к пандемии с участием зомби.

Возможности имитационного моделирования

Возможности имитационного моделирования распространения пандемии в реальном мире были продемонстрированы инцидентом «Испорченная кровь» в 2005 году. Этот инцидент, произошедший в многопользовательской игре World of Warcraft, привлек всеобщее внимание эпидемиологов из-за сходства с реальными пандемиями. Другой пример — популярная симуляционная видеоигра Plague Inc., которая использовалась для изучения пандемии COVID-19.

Проблемы разработки реалистичных симуляторов

Создание имитационной модели, точно отражающей реальность, является сложной задачей. Отсутствие данных о вероятности столкновения человека с зомби ставит перед исследователями сложную задачу. «Какова вероятность того, что человек победит при встрече с зомби? Проблема в том, что здесь мы идем вслепую, поскольку реальные данные по таким вопросам крайне ограничены», — объясняет математик Лаури Виитасаари из Уппсальского университета.

Для преодоления вычислительных ограничений математик Наталья Веселинова из университета Аалто подчеркивает необходимость упрощения модели без ущерба для реалистичности результатов.

Расширение сферы применения: От зомби до дезинформации

Успешно проведенное имитационное моделирование дает основание полагать, что модель может быть адаптирована для изучения других регионов и сценариев. Например, она может быть использована для изучения распространения слухов и сплетен или опасной дезинформации. Такое более широкое применение может помочь в разработке эффективных стратегий борьбы с эпидемиями.

Будущее эпидемиологии зомби

Использование зомби в качестве инструмента эпидемиологии является перспективным направлением исследований.

Пока ученые продолжают изучать этот нетрадиционный подход, остается только догадываться, насколько далеко заведет нас это направление исследований в понимании пандемий и разработке стратегий борьбы с ними.