Многие физики считают, что мы живем в мультивселенной

Одним из самых поразительных открытий в современной науке является тонкая настройка законов физики на существование жизни.

Ученые обнаружили, что некоторые числа в физике должны находиться в невероятно узком диапазоне, чтобы допустить возможность существования жизни. Среди этих примеров наибольшее недоумение физиков вызвала сила темной энергии, которая подпитывает расширение Вселенной.

Если бы сила темной энергии была немного сильнее, материя не смогла бы сжиматься, в результате чего не было бы ни звезд, ни планет, ни какой-либо структурной сложности, необходимой для жизни.

С другой стороны, если бы она была слабее, то гравитация возобладала бы, и Вселенная разрушилась бы в течение нескольких секунд. Сила темной энергии должна быть именно такой, как в каше Златовласки, чтобы обеспечить существование жизни.

Это лишь один из примеров тонкой настройки, но ученые обнаружили и множество других. Возникает вопрос: почему Вселенная так точно настроена на жизнь?

Наиболее популярным объяснением является существование мультивселенной — совокупности множества вселенных с различной физикой. Утверждается, что при наличии достаточного количества вселенных становится вероятным, что хотя бы в одной из них будут созданы условия, подходящие для жизни.

Однако специалисты по теории вероятностей оспаривают это объяснение. Они утверждают, что вывод о существовании мультивселенной на основе тонкой настройки физики является примером ошибочного рассуждения, известного как обратное заблуждение азартного игрока.

Чтобы проиллюстрировать это заблуждение, представим, что Бетти играет в бинго одна в местном зале и выигрывает все свои номера на первой минуте. Бетти может подумать, что в другом месте должно быть много людей, играющих в бинго, чтобы такая удача была возможна. Но теория вероятности говорит нам, что независимо от того, сколько людей играет в других залах, это не делает удачу Бетти более вероятной.

То же самое заблуждение относится и к теоретикам мультивселенной. Они полагают, что существование других вселенных с неправильными числами объясняет тонкую настройку нашей Вселенной для жизни. Однако, как и предположение Бетти, это ошибочное рассуждение. Когда создавалась наша Вселенная, вероятность того, что в ней окажутся правильные числа, была очень мала, как при броске игральной кости.

Хотя объяснение мультиверса привлекает своей возможностью объяснить тонкую настройку физики, похоже, что оно может оказаться не таким уж правдоподобным, как представлялось вначале.

Понимание того, почему Вселенная так тонко настроена на жизнь, остается одной из величайших загадок для науки.