Что такое душа? Материальна ли она или нет? Что происходит с ней после смерти? Существует ли она вообще? С точки зрения теологии и философии, несомненно, а с точки зрения традиционной науки — нет. По крайней мере пока. По мнению материалистов, после смерти от нас, помимо воспоминаний, не остается ничего, кроме пепла и пыли. С точки зрения человека духовного, душа покидает тело, чтобы куда-то переместиться. Например, в космос, на небо, в ад или в другого человека. А может, в улитку. Кто знает.
Душа весит ровно 21 грамм. По крайней мере так более ста лет назад, проведя тщательное исследование и опыты, утверждал врач Дункан Макдугал, который не мог поверить, что тело без души, то есть мертвец, легче живого человека. Поэтому он взвешивал и взвешивал, пока не определил столь незначительный вес, равный, например, кусочку ветчины.
Кстати, Макдугал был человек основательный и подошел к делу с умом. Ему удалось убедить шесть человек, которые готовились умереть, в основном из-за туберкулеза, помочь науке. Он изготовил огромные весы, на которые помещал мертвеца вместе с кроватью, а потом ждал, когда душа отойдет. А поскольку речь шла о шести разных душах, то авторитетный доктор усреднил разницу между весом живых пациентов и их же весом уже после смерти. Так и получились эти 21 грамм. Два орешка кешью или две ягоды крыжовника. Сущность живого человека.
Весной 1907 года он обнародовал свое открытие как в американской печати, так и в специализированных журналах. Доктор Макдугал рассказал, что вес пациентов всегда внезапно снижался в момент смерти и что он всегда проверял, не было ли это вследствие выделения мочи. В итоге он вычислил среднее значение для четырех случаев, потому что в двух остальных ему не удалось вовремя провести измерения. Другим доказательством было взвешивание умерших собак, которых ему удалось найти целых 15 штук. С наступлением смерти их вес якобы никак не изменился, а это ясно свидетельствовало о том, что у животных, в отличие от людей, нет бессмертной души. Вердикт звучал так: душа — материальная субстанция, и ее можно взвесить.
Когда душа отлетает
После такого сенсационного открытия на американского врача обрушились другие, еще более авторитетные врачи. Как он мог утверждать нечто подобное, когда известно, что в агонии пациент потеет, перестает дышать, и уменьшение веса объясняется просто выходом жидкости через пот, а не отходом души? А собаки, как известно, охлаждаются не потением, а, как известно, дыханием. Так врачи спорили на страницах специализированных журналов еще много месяцев.
С логической точки зрения подобные измерения кажутся бессмысленными. Смерть, как правило, наступает в момент, когда сердце перестает обеспечивать органы, включая мозг. Сознание может, конечно, сохраняться еще несколько минут даже в момент, когда сердце уже не бьется. Остановка сердца не означает неминуемую смерть. Во многих случаях его удавалось запустить снова. Так или иначе, трудно изменить, на сколько кто «похудел» в роковую минуту. Но психолог Ероним Климеш считает такое взвешивание души, если бы оно проводилось точными приборами, считает целесообразным. Интервью с ним приводится в конце данной статьи.
Еще более интересным кажется вопрос о том, что происходит с человеком в момент, когда он умирает. Причем неважно, выживает ли он в итоге и возвращается ли душа обратно в тело. Разумеется, я говорю образно, хотя… До сих пор даже в стерильных операционных сохранилась традиция, дошедшая до нас из давнего-давнего прошлого: после смерти человека открывают окна, чтобы душа могла вылететь наружу. Куда? Узнаем.
Порой достаточно уснуть
Писать о душе сложно уже потому, что смыслов, которые под ней подразумеваются, бесчисленное множество. За примером не нужно далеко ходить. Я подсчитал, правда, весьма коряво по примеру доктора Макдугала, что только за последние десять лет слово «душа» я использовал более чем в сотне статей, причем в самых разных контекстах и по разному поводу. Либо я цитировал разных мыслителей, ученых и представителей мира искусства, которые говорят об истерзанной душе человека, доброй душе, душевных глубинах, родственных душах, романтических душах, душе борца, неукротимой части души, блуждающих душах, конфликте души и тела, душе народа, душевных потерях, отражениях души или… Нет, всего не перечислить.
В философии и теологии душу, как правило, считают тем, что лежит в основе жизни и не зависит от материального тела. Тело обращается в прах, а душа сохраняется. Она намного важнее тела и тем более важнее, чем конкретный человек со своим именем и судьбой. Медицина не дает конкретного определения души, и для многих она означает почти все, а для других, напротив, расплывчатое нечто. Однако нет сомнений в том, что это слово всегда было как-то связано с духом человека. И неважно, о чем идет речь: о греческой психее, латинском анимусе, славянской душе или еврейском нефеше.
Так или иначе душа не является чем-то эзотерическим. С этим понятием вот уже несколько тысячелетий работают многочисленные светлые головы. Не случайно, что ее часто как нечто малопонятное и трудноуловимое связывают со снами. Еще греческий философ Платон прозорливо утверждал, что неукротимая часть души содержится во снах. А у древних германцев была легенда о ночном кошмаре, под которым сегодня понимается плохой сон, который появляется в фазе быстрого сна и который способен так на нас подействовать, что утром мы, обливаясь потом, вспоминаем все его подробности. По германской легенде, в таких снах к людям приходил ночной призрак Мар, которому нужна была душа человека.
Викинги знали, что души воинов отправляются в Вальхаллу, и такие же верования были у древних славян. Когда хоронили какого-нибудь видного военачальника или вельможу, вместе с ним в мир иной отправляли и его жену или наложницу. Арабский историк Аль-Масуди даже утверждал, что славянские женщины «молят о сожжении, чтобы отправиться в рай вместе с душами своих мужей». На протяжении веков люди верили, что на Рождество по домам блуждают души умерших членов семьи. Поэтому остатки ужина оставляли еще три дня на столе. Также многие поколения верят, что расплатиться с дьяволом можно только душой и ничто иное его не устроит.
Небо, ад и рай
Мои языческие представления о жизни после смерти, будь то в аду или в раю, формировались двадцать — тридцать лет. Я представляю себе не раскидисты друидский дуб, а огромный кинотеатр, в котором столько кинозалов, сколько людей на свете. В каждом зале в прямом эфире показывают жизнь одного из живущих людей, а у вас есть возможность побывать в любом зале и увидеть, что делают ваши знакомые, незнакомые вам люди, любимые и ненавистные — все, кто вас пережил. Правда, это очень отличается от райской жизни…
Думая о том, какая участь постигнет их душу, живут многие более или менее верующие люди, которые называют душу, например, совестью. Нередко люди руководствуются в своей земной жизни заботой о душе. По мнению многих, чтобы попасть в ад, нужно порядочно нагрешить, а потом умереть. Наиболее драматично семьсот лет назад это изложил Данте Алигьери в «Божественной комедии», где души в ад на самом деле переправлял через реку Ахерон демон Харон, в глазах которого горят угли. У Данте в аду девять кругов. Он выглядит как огромный кратер, который образовался после падения Люцифера с неба. Первый круг называется Лимб, и в нем полно великих деятелей человеческой истории. Там нашли приют даже души Моисея, Ноя и Авеля, которые оттуда попали в рай. Второй и последующие круги переполнены грешниками, которые в чистилищ не покаялись в своих грехах. В девятом кругу ужасно холодно, и там оказываются все предатели в истории, рассортированные согласно серьезности их проступков. На самом дне пребывает хозяин загробного мира Люцифер или Сатана, по пояс замороженный во льду.
Данте побывал в аду только в своих фантазиях, как и на значительно более скучном небе, что якобы удалось и многим людям, которые «на самом деле» пережили жизнь после жизни во время клинической смерти. Это называют «околосмертным опытом» (Near Death Experience). Некоторые пациенты, которых удалось реанимировать, рассказывали, как их душа отделилась от тела, вознеслась безучастно над драматичной сценой, а потом спокойно вернулась в тело. Или их душа якобы попадала в тоннель, на конце которого был свет, может, жизни после смерти, может, ада, а может, и рая. Правда, никто так убедительно и не доказал, что все это не результат процессов в мозгу, части тела, дыхание и сердце которого остановились. И тем не менее эти рассказы звучат правдоподобнее, чем путешествие с Хароном в царство мертвых. Хотя… Кто знает?
Если спросить психиатров, то они ответят вам, что эти переживания объяснимы. Это называется измененным состоянием сознания, которое наступает, например, после употребления наркотиков, приема некоторых лекарств, а также при нехватке сахара или кислорода в крови. Так, последняя из названных причин может быть связана именно с упомянутым путешествием по тоннелю, когда сердце человека перестает биться. В коме многое может привидеться, и где-то там могли зародиться представления о рае.
Американский нейрохирург Эбен Александер, который сам пережил клиническую смерть, даже рассказывает, что оказался в потоке света полном пения и розовых облаков и был окружен невиданными крылатыми созданиями, а потом он встретил прекрасную женщину, окруженную миллионами мотыльков. Наверное, больше всего это похоже на лесные города эльфов в романах Толкиена. Все это врач помнил после того, как пришел в себя после недели комы, когда его мозговая кора якобы не показывала никакой активности. Поэтому он заключил, что душа, которую он называет сознанием, никак не связана с мозгом, то есть телом. По крайней мере так он утверждает в книге «Доказательство рая или Путешествие нейрохирурга в загробный мир».
Жизнь после жизни
Стоит отметить, что Александер как врач вызывает большие сомнения (его уволили из нескольких больниц). Его единственное доказательство, на котором он строит свою теорию о том, что его сознание путешествовало по разным измерениям, пока его мозг был полностью парализован, не убедило научную общественность. Своим рассказом он хотел пошатнуть теорию о том, что измененные состояния сознания являются следствием плохой работы мозга, поскольку у Александера мозг якобы не функционировал вообще. Это зафиксировала томография, данные которой, однако, недоступны. Правда, по рассказу оного из лечащих врачей, его мозг в коме функционировал. Несмотря ни на что, книга Александера хорошо продавалась, хотя и не достигла невероятной популярности бестселлера «Жизнь после жизни» Реймонда Моуди. Его книга вышла в 1975 году. Ее автор, побеседовав с теми, кто пережил свою смерть, надолго удовлетворил спрос на информацию о загробной жизни.
Психолог и философ Моуди не утверждал, что, несмотря на смерть мозга, побывал на небесах. Он просто подробно описал опыт людей, которые вернулись после клинической смерти обратно. Рассказы о таком путешествии в загробный мир удивительным образом совпадали. Вне зависимости от возраста, пола, вида заболевания, социального положения и места проживания. Наиболее интересны были пассажи о том, насколько сильно изменился взгляд на жизнь у людей после подобного опыта, как они переоценили отношения, восприятие себя самих и то, что называется смыслом жизни.
Моуди сам пишет, что наука не способна ответить на вопрос, что ждет нас после земной жизни. Тем не менее он убежден, что смертью все не заканчивается и что душа каким-то образом сохраняется. Вообще можно сказать, около 20 процентов от умирающих пациентов, которых вернули к жизни, утверждали, что, несмотря на остановку сердца, видели, например, врачей, самых себя, больничную палату или операционный зал, где лежали в этот момент. Как будто их душа возносилась куда-то вверх. Возможно ли нечто подобное, никто никогда не подтвердил. Тем не менее мозг, лишенный на какое-то время притока насыщенной кислородом крови, может работать очень необычно.
Душа за рамками науки
В психологии слово «душа» используется как неопределенное понятие для обозначения сознания, восприятия, ощущения или мышления человека. По словам психолога Еронима Климеша, который окончил также естественнонаучный факультет и, будучи католиком, верит в бессмертие души, сегодня в психологии вместо «души» говорят о личности, поскольку терминология изменилась.
«Воля означала разумную деятельность, чувственное желание. Теперь все это обще называется мотивацией. А вместо «души» у нас «личность». Так что «душа» превратилась в устаревшее понятие, которое в современной психологии не имеет определения. Но также она осталась частью философии, в которой Аристотель четко заявил, что душа — это «принцип» (начало или источник) жизни каждого организма. Но пока у нас нет удачных неоднократных экспериментом, доказывающих активность души, отделенной от тела, и поэтому мы вынуждены оставлять этот термин за рамками экспериментальной психологии», — говорит доктор Климеш.
Удивительные явления могут существовать всегда, но наука открывает их только тогда, когда технологии позволяют это. «Без телескопов нельзя было понять, гелиоцентричен ли мир или геоцентричен. В психологии у нас тоже нет никакой методологии, чтобы выявить, например, телепатию. Но это не означает, что ее не существует. Гипноз тоже когда-то был ненаучным эзотерическим увлечением на ярмарках и праздниках, а потом его начали использовать ученые, и сегодня гипноз уже почти никому не интересен, потому что он уже не новость. Он наскучил, потому что о нем уже написаны тысячи книг», — добавляет он.
Спасите свои души
В бессмертие души верят люди самых разных культур и религий. Меня всегда манил таинственный остров Мон-Сен-Мишель, который то заливает море, то окружает песок и лужи соленой воды. Бретонские кельты считали, что это Гробовая гора, куда уплывают души умерших. А вот блуждающие огни люди издавна считали душами умерших некрещеных младенцев. На Украине верили, что русалки — это души мертвых девушек. В Америке индейцы сложили огромное количество легенд о духах и душах. Кстати, некоторые индейцы верили, что фотография крадет душу у человека.
Путешественник и документалист Стив Лихтаг рассказал мне как-то о тибетских традициях: «Когда умирает тибетец, живые дают его душе какое-то время, чтобы та могла спокойно покинуть тело. Поэтому они сидят рядом с ним на протяжении нескольких дней, приносят еду и воду, постепенно прощаются с ним и ждут, когда душа отойдет. Потом они относят тело умершего на самый большой холм в округе, а пока несут специальным криком призывают стервятников. Там они кладут мертвого на землю на открытое пространство, и к нему начинают слетаться стервятники, зная, что им готов обед. Помимо этого, селяне разрубают и разрезают тело мертвого топором и ножом, чтобы стервятникам было проще его съесть. Их слетается около 50, и уже за несколько минут от него остается только скелет. В некоторых областях трудно найти достаточное количество дров для кремации или выкопать могилу в каменистой почве, и поэтому небесное погребение — практически единственный способ ликвидации людских останков. С буддисткой точки зрения мертвое тело без души — только кусок неживой материи».
Но нам не стоит ходить так далеко за примерами. В Праге, особенно в начале прошлого века, процветал спиритизм, и спрос на вызов душ умерших был огромным. Предполагается, что во время смерти душа отделяется от тела. Во многих религиях царит убеждение, что при рождении душа как бы поселяется в теле, а после смерти покидает его и просто находит новое. Спасение души — главный мотив в жизни христианина, который руководствуется им в своем поведении. Однако этнолог Петр Янечек объяснял мне, что церковь выдумала чистилище в Средние века.
«Представления о том, что существует дух мертвого человека, с которым можно общаться, появилось вместе с чистилищем. Оно возникло отчасти как бизнес. Люди платили монахам, чтобы те молились за души в чистилищах. В Библии можно найти только один дух, но и то это скорее уловка колдуньи, которая показывает его царю Саулу. Духов там никто не вызывает, потому что существование духа исключено. Умерев, вы отправляетесь или в рай, или в ад. Золотой век духов — XIX и XX век».
Когда душа морозит
Кстати, по словам Янечека, люди считали дух, то есть душу умершего, чем-то материальным с незапамятных времен. «Он мог вас сжечь или заморозить. В России верили, что если после смерти к вам приходит жена, у нее в спине дыра, через которую видны внутренние органы. Поэтому она никогда не повернется к вам спиной. Таким образом, дух часто выглядел как человек, но в нем было и нечто странное. Например, у него было копыто. Люди не представляли себе духа как нечто нематериальное. В больницах до сих пор после смерти пациента открывают окно. Якобы по традиции, по этическим соображениям, чтобы душа могла отлететь. Если бы она была нематериальной, то ничего подобного делать не потребовалось бы. Иногда душе приписывали воплощение в голубе или вороне. Когда еще в конце XIX века пастух спал в горном шалаше, а вокруг него бегала мышь, убивать ее запрещалось, потому что люди верили, что это его душа, которая во сне выскочила из него в виде мыши. Если бы ее убили, то пастух уже никогда не проснулся бы».
«Души невидимы для человека, но при желании их можно заметить. Чаще всего они принимают облик животных или птиц. Они могут обращаться голубями, утками, соловьями, ласточками, кукушками, орлами или воронами», — пишет профессор Йозеф Кандерт в книге «Религиозные системы», отмечая, что в культуре народов Центральной Европы душа чаще всего воплощена белым голубем.
Однажды мы, возможно, взвесим душу
Психолог Ероним Климеш не относится к возможности существования (не)материальной бессмертной души без скепсиса. Он утверждает, что пока у нас нет достаточных инструментов, как доказать ее существование или опровергнуть его, душа продолжит существовать не в психологии, а в области философских категорий, где Аристотель, напротив, дал ей четкое определение.
iDNES: Существует ли душа?
Ероним Климеш: Раньше, то есть более двухсот лет назад, в существовании души никто не сомневался. Люди лишь спорили о том, где она находится, какая она и в чем ее суть. Материальна ли она или нематериальна? Постоянна или временна? Этот подход изменился только тогда, когда естественные науки разгромили традиционные доказательства, существовавшие как минимум с XVIII века. Сегодня психология пользуется понятием «личность», но с философской точки зрения понятие «душа» по-прежнему существует.
— Когда возникает душа?
Ероним Климеш: Душа возникает в момент, когда неживой предмет становится живым. Представьте себе очень упрощенно, что человек падает в пруд и его достают уже утонувшим. Это все та же материя, то же тело, но чего-то в нем не хватает. Оно мертво. Так по закону о сохранении массы думали, что это нечто, то есть душа, осталось под водой. Люди фантазировали, что водяной заключил ее там в горшок. Явную разницу между мертвым и живым человеком списывали именно на душу как источник жизни.
— То есть душу считали принципом жизни?
Ероним Климеш: Да. Вот у вас есть два одинаковых семечка в одинаковых условиях, но одно проросло, а второе нет. Разницу между ними объясняли душой. Еще со времен Аристотеля, который написал книгу «О душе», под душой во всех живых организмах понималось именно это. И эта убежденность сохранялась не только в древние времена и Средневековье, но и в Новое время. Определение Аристотеля переняли и христиане.
— То есть душа есть и у вируса? Например, у ковида?
Ероним Климеш: Да, и у растений и животных. Больше всего тогда спорили о том, бессмертна ли душа человека и сохраняется ли она после смерти, переходя в какой-то параллельный мир или пустоту.
— На небеса или в ад?
Ероним Климеш: Замечу, что под адом понималось не место, а саморазрушительное состояние души. А вот мирное состояние, напротив, означало рай. Все представления об облачках или котлах с серой — это лишь метафорические образы. Но Иисус говорил, что эти состояния начинаются уже на земле, и в следующую жизнь мы их только переносим. Если смерть настигает человека полного ненависти к бывшему супругу, он рискует остаться в этом аду навсегда.
— Так куда отправляется душа после смерти?
Ероним Климеш: Я бы тоже хотел это знать. Экспериментально мы не в состоянии узнать, что происходит с душой после смерти. Это не подвластно измерениям, будь то физическим или психологическим, и поэтому эти явления остаются за рамками науки. Но я оптимист и добавлю «пока».
— Пока?
Ероним Климеш: Люди рассказывают мне, как дочь пришла на кухню и заплакала, потому что дед только что умер и приходил к ней. Родители ее утешали, говоря, что это глупости. Через пару минут зазвонил телефон, и им сообщили, что дед действительно умер. На тысячу клиентов находится один такой случай, а это немало. Непредсказуемые вещи нельзя измерить или повторить. Но поскольку подобных историй довольно много, я думаю, что в этой области, несомненно, существует нечто, о чем мы еще не знаем.
— Споры ведутся в основном вокруг того, существует ли душа сама по себе, то есть без человеческого тела.
Ероним Климеш: Мнимые доказательства того, что чья-то душа покинула при клинической смерти тело, а потом вернулась в него, убеждают всегда только того, с кем это случилось, но не остальных. Мы можем им верить, но это доказательство только для тех, кто сам это пережил. Я верю в загробную жизнь, но для меня это все равно не доказательство того, что душа может существовать без тела. Во время переживаний близких к смерти мозг еще продолжает функционировать. Мы не знаем насколько, но о полной смерти точно говорить не приходится.
— Меняет ли такой опыт человека?
Ероним Климеш: Да. Эти люди утверждают, что уже не боятся смерти, что уже ее испытали. После возвращения с порога смерти они часто смотрят на нее по-другому, и нередко у них меняются ценности. Однако впечатления на грани смерти не редкость, и мы хорошо знаем об их существовании, однако как объективное доказательство загробной жизни их просто нельзя использовать.
— Более двухсот лет назад врач Дункан Макдугал взвесил душу и заявил, что ее вес составляет 21 грамм. Специалисты тогда посмеялись над ним. Может, в его исследованиях есть правда?
Ероним Климеш: В науке в начале всегда стоит эксперимент. Если эксперимент удается, то только потом подводится теория. Возможно, если бы у нас были более точные приборы, мы смогли бы измерить убыль веса после смерти. Раньше и гравитационное поле невозможно было измерить просто потому, что для этого не было приборов. Кроме того, особенно хорошо укореняются идеи, которые вписываются в какую-нибудь устоявшуюся теорию. Физике Ньютона противоречили тысячи новых экспериментов, и только тогда ученые начали придумывать новые теории для их объяснения. Так что даже если бы мы доказали уменьшение веса после смерти, психологам все равно потребовался бы еще ряд экспериментов, чтобы задуматься: «Черт побери, а как так? Нужно придумать новую теорию».
— Неужели такое действительно возможно?
Ероним Климеш: А почему нет? Например, струнная теория, а в физике это одна из теорий всего, наталкивается на отсутствие эксперимента, который подтвердил бы ее или опроверг. Она вобрала бы в себя квантовую теорию и теорию относительности , но сегодня для физиков это такой же интеллектуальный вызов, как душа в психологии и философии.
Оригинал earth-chronicles.ru