Древние римляне были известны своими жестокими формами развлечений — публичными казнями, охотой на животных, гонками на колесницах и гладиаторскими играми. Однако зрелища не ограничивались пролитием крови гладиаторов — они ее еще и пили! Записи показывают, что в период с I по VI век богословы и медики считали, что употребление крови или печени гладиаторов может излечить эпилепсию.
Обычно гладиатор — это вооруженный боец, которого выводили на арену для сражения с другими гладиаторами, или дикими животными, или захваченными преступниками или военнопленными. Конец игры был прост — вооружённые обычным оружием, они сражались до последнего человека. Гладиаторы часто демонстрировали римскую воинскую дисциплину и боевые стратегии, а часто выжившие и победители почитались в той или иной форме, иногда изображались в популярном искусстве и культуре.
Эпилепсия — это расстройство нервных клеток головного мозга, при котором организм испытывает припадки из-за того, что активность в мозге становится «ненормальной». Некоторые ученые отмечают, что истоки необычного метода питья крови гладиаторов для лечения эпилептиков берут начало в этрусских похоронных обрядах. Этруски — древний народ, чье влияние распространялось между реками Тибр и Арно, к югу от Апеннин, достигший своего расцвета в VI веке до нашей эры. Многие черты этрусской культуры были переняты римлянами, их преемниками на полуострове.
В то время как этруски были одержимы своей практикой погребения, поскольку они были очень религиозным народом, римляне секуляризировали эту практику и продолжали пить кровь гладиаторов на протяжении веков. На самом деле, некоторые источники 19-го и 20-го веков документируют эту практику вплоть до наших дней! Это даже включено в наблюдение англичанина Эдварда Брауна 1668 года о том, что люди посещали казни, чтобы собрать кровь жертв.
Когда гладиаторский спорт был объявлен вне закона около 400 года нашей эры, внимание переключилось на кровь только что казненных людей, обладающую свойствами, способными излечить эпилепсию. Пока гладиаторский спорт был легальным в Древнем Риме, практиковалось брать еще «теплую» кровь убитого гладиатора и продавать ее тем, кто находился в толпе, причем сначала перерезалось горло. Эта кровь якобы «очищала душу», но со временем ее стали использовать специально как лекарство от болезней, в частности от эпилепсии.
Хотя люди на протяжении всей истории рассматривали человеческую кровь как лекарство от болезней, первое упоминание об этом как о форме лечения принадлежит римскому энциклопедисту. Аулус Корнелий Цельс написал объемное сочинение «De medicina» («О медицине») в 40 году нашей эры. Здесь он пишет: «Некоторые избавились от такой болезни (т.е. эпилепсии), выпив горячей крови из перерезанного горла гладиатора».
«Что же касается того, что действительно заботит врача, то последние средства таковы: пустить немного крови из обеих ног около лодыжки, надрезать заднюю часть головы и приложить чашки, прижечь в двух местах каутеризатором, на задней части головы и чуть ниже того места, где самый высокий позвонок соединяется с головой, чтобы губительный гумор мог выходить через ожоги. Если болезнь не была остановлена вышеупомянутыми мерами, то, вероятно, она останется на всю жизнь», — продолжает он.
Всего через 10 лет, в 50 году нашей эры, римский врач-фармаколог Скрибоний Ларгус сообщил о подобном методе лечения в своем сборнике рецептов под названием Compositiones. Глава Скрибония включает два новых элемента, которые придают этому лечению некую форму медицинского управления. Во-первых, он сказал, что три ложки крови гладиатора в течение тридцати дней, принимаемые 9 раз, превращают магическое происхождение в нечто, похожее на научное. Он также добавил, что печень гладиатора тоже полезна.
Плиний Старший продолжит эту тему тем, что кровь мечника — это магическое лекарство от эпилепсии, часть большой серии шокирующих средств. Хотя исторически трудно установить связь между одним текстом и другим, кажется, что текст Цельса послужил вдохновением для Скрибония, Плиния и других последующих авторов.
В частности, известный врач первого века нашей эры Аретей Каппадокийский в своем труде «Лечение хронических болезней» говорит о теплой крови недавно убитого человека как о лекарстве. Одним из последних древних авторов, который прокомментировал кровь мечника как лекарство, является византийский врач Александр Тралльский, в 535 году нашей эры.
В первой из своих 12 «Медицинских книг» он пишет: «Возьмите окровавленную тряпку убитого мечника или казненного, сожгите ее, смешайте пепел с вином, и с помощью семи доз вы избавите больного от эпилепсии. Часто применяется с отличными результатами». Фердинанд Петер Моог и Аксель Каренберг из Института истории медицины и медицинской этики Кельнского университета, Кельн, Германия, выявили в общей сложности 8 источников, относящихся к периоду с I по VI век. На сегодняшний день они являются авторами наиболее полного трактата и исследования о крови гладиаторов как средстве от эпилепсии.
У этрусков, где зародилась эта практика, считалось, что павшие гладиаторы были подношениями богам и провожатыми умерших в мир иной. Для этого устраивались поединки между фехтовальщиками за умерших. Подобные практики встречались в древнем Китае, Индии, Месопотамии и Фракии. Несколько древних цивилизаций использовали кровь жертвы в качестве священного, целебного и обезболивающего вещества.
Печень также играла центральную роль в этрусских ритуалах жертвоприношения и медицинских диагнозах, на что, очевидно, ссылались и заимствовали в своих сочинениях римские авторы.
Страшна такая болезнь, как эпилепсия, своей кажущейся неизлечимостью, а иллюзия эффективности крови гладиаторов поддерживала ее актуальность на протяжении веков! Хотя многие писатели и врачи писали и документировали эту практику, очень немногие выразили тот ужас, который они должны были испытывать по поводу такого жестокого лечения такой жестокой болезни.
«Кровь гладиаторов пьют эпилептики, как будто в ней заключена жизненная сила», — писал Плиний Старший.
Оригинал earth-chronicles.ru