Король Дании Фредерик V: Вечно пьяный монарх

Фредерик V, король Дании с 1746-го по 1766 год, никому не мешал по одной простой причине — все годы своего правления он был постоянно пьян…

Издали Дания, с одной стороны, кажется страной, где живут люди нордического типа, как викинги. С другой — мечтательные неврастеники, как Гамлет или сказочник Ганс Христиан Андерсен. Хотя судить о нации по её отдельным представителям, тем более, литературного происхождения, наверное, неправильно. И всё же Дания — суровая страна, и её люди нередко ломают стереотипы, особенно если заглянуть в глубины её истории.

Видное место в этой галерее чудаков занимает и датский монарх Фредерик V. Он прославился тем, что, взойдя на престол, передал бразды правления своим министрам, а сам с головой погрузился в пучину пьянства и любовных страстей. Это привело к ранней смерти, но, как ни странно, Фредерик был и остаётся одним из любимых королей нации, которая, в общем-то, не числится среди самых пьющих и развратных.

Олъденбургская династия

Ни по своему происхождению, ни по воспитанию будущий король не должен был стать тем, кем стал. Ольденбургская династия, правившая во многих европейских странах, в том числе и в России, зачастую была представлена людьми строгими, благочестивыми и скучными.

Таким был отец Фредерика Кристиан VI — человек замкнутый, чопорный и крайне религиозный. Его страсть к религии разделяла и супруга София Магдалена Бранденбург-Кульмбахская. Происходившая из рода Гогенцоллернов, она была особой капризной, своенравной и волевой. Из мужа верёвки вила, и бедный Кристиан практически все деньги из казны тратил на строительство помпезных дворцов, которые его жена страстно любила. По прихоти жены он привёз в Данию её мать и сестру, для каждой из которых завели свой королевский двор. Невзирая на обожание мужа-датчанина, София Магдалена так и не полюбила страну, которая её озолотила. Она даже не знала датского языка и общалась как с придворными, так и с мужем и сыном исключительно на немецком языке. Презирая свою страну, поклонники немецкой культуры и фанатичные «пиетисты» (протестантская ветвь христианства) ни во что ни ставили и народ, которым управляли.

Так что будущий король рос в душной атмосфере дворцовых принципов — его заставляли говорить на немецком языке, поклоняться немецкой культуре и верить в Бога по протестантским канонам, как это делали отец и мать. Но, как ни странно, сам Фредерик, невзирая на вынужденное «онемечивание», прекрасно знал датский язык и любил Данию. За эту приверженность мать с иронией называла его «принцем датским» — в её глазах это было недостойно звания королевского наследника. Но сын, родившийся в 1723 году, в отличие от родителей, был очень общительным, добросердечным и весёлым, что весьма импонировало подданным. Правда, были у него и пороки, но будущий король до поры до времени умело это скрывал.

В 1743 году будущий наследник женился на Луизе Великобританской — младшей дочери английского короля Георга II. Избранница была не слишком красивой, но неглупой, образованной и довольно терпимой к недостаткам мужа.

В 1746 году датский королевский престол освободился — король Кристиан VI скончался. Его место занял 23-летний Фредерик V. И вот тут-то он показал себя во всей красе.

Не святая троица

Восшествие на престол нового монарха многие встретили с радостью. Мать, которая полагала, что сын ей обязан всем, поначалу тоже пыталась им руководить. Но Фредерик V, невзирая на свой лёгкий нрав и сыновью почтительность, указал матери на её непопулярность у подданных и посоветовал покинуть королевский дворец. Софии Магдалене пришлось подчиниться. Капризная королева, получив «отставку», покинула Копенгаген и большую часть жизни прожила в резиденции Херсхольм вдали от столицы.

Возможно, мать была последним барьером, удерживающим короля от порочных склонностей. А с её отъездом он стал себя вести так, как хотел. Тем более что Луиза Великобританская смотрела на его пристрастие к выпивке и любовным утехам сквозь пальцы. Да и грех ей было обижаться: король хоть и уделял пристальное внимание женщинам на стороне, но свою супругу тоже не забывал. Их брак продлился недолго, но за эти восемь лет Луиза родила пятерых детей (один ребёнок скончался в младенческом возрасте).

Король быстро понял, что государственные дела его не интересуют, и с лёгкостью передал это бремя ближайшим соратникам.

Надо сказать, помощники были толковыми, в чём король имел возможность убедиться на протяжении долгих лет. Так, Адам Мольтке стал пажом кронпринца Фредерика сразу после его рождения. Этот любимый фаворит монарха при дворе был кем-то вроде премьер-министра. Он знал всех и всё: являлся председателем Стокгольмского банка, руководил Ост-Индской и Вест-Индской компаниями, госпиталем Фредерика, Аграрной академией и Датской королевской академией изящных искусств.

Ещё одним исполнителем королевской воли был Генрих Карл фон Шиммельман — крупный делец, видный финансист. Он был одним из первых в Европе, кто ввёл в стране подоходный налог, тем самым укрепив её расшатанную предыдущим правлением финансовую систему.

Третьим «оруженосцем» короля был Юхан Берн-сторф — выдающийся дипломат и руководитель Тайного совета. Он делал все, чтобы удерживать страну от ненужных конфликтов, всячески укрепляя её международное положение и авторитет.

Можно сказать, Дания была отдана на откуп этой троице. А уже они, понимая, что от благоденствия государства зависит их личное благосостояние, делали все, чтобы страна процветала. К счастью, в те годы ещё не сложилась система, подобная нынешней, когда деньги можно зарабатывать в одном месте, а тратить — в другом.

Монарх гуляет

Так как дела в стране шли очень неплохо, Фредерику V ничего не оставалось, как удовлетворять свои прихоти и желания. Их было не так уж и много, и в первую очередь — женщины и алкоголь. Несомненно, имелись у короля и другие увлечения — например, тот же театр, который при Фредерике V расцвёл пышным цветом, или охота, но всё это было в паузах между любовными страстями и обильными возлияниями. Эти, честно сказать, для короля не слишком опасные пороки требовали регулярного удовлетворения, и король предавался им с подлинной страстью. Он почти ежедневно выпивал и переходил из одной постели в другую. Только от своей «официальной» любовницы Катрин Мари Хансен у него было пятеро детей. Сколько их было от других подруг, в точности неизвестно. Как говорится, кто их там считал!

В 1751 года королева Луиза умерла. Король, конечно же, был опечален, но вскоре женился снова — его избранницей стала Юлиана Мария Брауншвейг-Вольфенбют-тельская. Эта особа была не слишком высокородной и предпочитала вообще короля лишний раз не беспокоить.

Невзирая на то, что монарх не занимался государственными делами, в стране было проведено немало полезных перемен. Как уже говорилось, после 16-летнего запрета открыли Датский театр. После долгого вынужденного молчания вновь стал писать свои пьесы знаменитый драматург Гольберг, возобновились итальянская опера, французская комедия, появилась свобода печати, была создана Датская академия искусств. Кроме того, при короле-пьянице открыли госпиталь, куда мог обратиться датчанин любого сословия.

То, что много пить вредно, Фредерик доказал на собственном примере. К 42 годам он допился до того, что не мог самостоятельно одеться — так сильно у него дрожали руки. Незадолго до смерти король сломал ногу, что в конечном итоге привело к осложнениям и скорой смерти.

Фредерик V умер на 43-м году жизни. Говорят, его последними словами были: «Большое утешение для меня в последний час, что я никого никогда преднамеренно не оскорбил и ни капли крови нет на моих руках».

Можно ли считать его поведение безнравственным, вопрос риторический.

Ведь иногда лучше вообще не делать ничего, чем умножать зло.


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

<!—->Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.<!——>
[ <!—->Регистрация<!——> | <!—->Вход<!——> ]

<!— —>
Оригинал earth-chronicles.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *