67
ТК НЕЗЫГАРЬ
В начале года зафиксировано обострение аппаратной борьбы в правительстве за контроль над денежными потоками.
Белый дом усиливает давление на Минфин, чтобы привести его деятельность в соответствии с необходимостью оперативно и быстро обеспечивать финансирование национальных проектов.
- Впервые в практике правительства Мишустин отдал прямое указание заблокировать лимиты бюджетных обязательств, по которым соответствующие документы (договоры между регионами и ФОИВ) не были утверждены в срок до 1 января 2021 года.
Около трети министерств и ведомств — распорядителей бюджетных средств — не сделали этого. А Минфин слабо использовал свои полномочия, чтобы простимулировать руководителей ФОИВ.
Такая неисполнительность грозит сорвать этапы реализации национальных целей. На фоне информации об очередном невостребованном бюджетном триллионе ( эта ситуация повторяется из года в год) встает вопрос о степени профессионализма руководителей Минфина и заместителей глава ФОИВ по финансам, назначение которых традиционно согласуют с Минфином.
- Сокращение должности Татьяны Нестеренко, первого заместителя министра финансов, — «черная метка» для Силуанова. С уходом Нестеренко у Силуанова исчезает «подушка безопасности».
В случае, если Минфин будет запаздывать с финансированием госпрограмм, как это хронически случалось, Мишустин получит основания провести кадровые изменения в руководстве министерства.
- Минфин по-прежнему продолжает переводить активы в иностранную валюту, игнорируя приоритеты импортозамещения и ослабления «долларовой зависимости».
В январе дополнительные доходы от роста нефтегазовых цен составят 73,5 миллиарда рублей. С учетом этих поступлений Минфин намерен закупить иностранную валюту (доллары, евро) на 106 ,3 миллиарда рублей.
Ослабление рубля после этих интервенций поставит в трудное положение импортеров, которые заключают в начале года среднесрочные договоры на поставку продовольствия.
- Минфин опубликовал отчет о результатах размещения средств Фонда национального благосостояния, уставная задача которого — поддерживать стабильность и сбалансированность Пенсионного фонда, максимально прибыльно и безрисково размещая его активы.
Финансовые результаты размещения не очевидны. В частности, депозиты в ВЭБе, начиная с 2009 года (29 миллиардов 180 миллионов рублей) и 2016 (16 миллиардов), обеспечили доход в 3,7 миллиарда рублей или примерно 1,2% годовых, что ниже ставок депозитов в любом первоклассном банке.
Эти средства, инвестированные в базовые отрасли промышленности или сельское хозяйство могли принести от 3 до 10 % годовых.
В 2020 году ФНБ, распорядителем которого является Силуанов, вложил собственные средства в обыкновенные акции Сбербанка ( 3 триллиона рублей), а также выкупил акции АО Аэрофлот на 60 миллиардов рублей.
Учитывая пандемический кризис, нестабильность фондового рынка и падение авиаперевозок, эти вложения могут оказаться в зоне риска, как это произошло с инвестициями в РЖД.
Ранее Счётная палата обнаружила, что 21 % средств ФНБ (4,4 триллиона рублей) неликвидны и безвозвратно утрачены.
Эти потери в некоторой степени компенсирует ослабление валютного курса рубля. Курсовая разница от переоценки средств Фонда в 2020 году составила 1 триллион 775 миллиардов рублей, что без малого равно дефициту федерального бюджета.
- Формально объём ФНБ на 1 января 2021 года составил 13 триллионов 546 миллиардов рублей. Однако фактически ликвидная часть на счетах в Центробанке, как зафиксировано в отчете Минфина, составляет «эквивалент 8 триллионам 658 миллиардам рублей или 7, 5 % ВВП, прогнозируемого на 2021 год».
Это обстоятельство дает основания Силуанову отвергать предложения направить в реальную экономику средства ФНБ, превышающие 7 % ВВП.
На таком использовании сверхдоходов от нефти настаивает Белоусов, рассчитывая повысить потребительский спрос и «разогреть» экономику, ускорив реализацию национальных проектов.
Источник vizitnlo.ru