Таяние вечной мерзлоты приведет не только к инженерным проблемам при строительстве зданий, но и к парниковому эффекту и глобальным изменениям климата. Об этом сообщил в четверг в ходе онлайн-конференции на площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня» директор Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) Сибирского отделения РАН, доктор технических наук, профессор Игорь Ельцов.
«Кроме инженерных проблем, деградация вечной мерзлоты таит в себе опасность эманации [распространения] органики, парниковых газов, метана, которые пока надежно захоронены в почве. По мере отступления мерзлоты эти газы выделяются в атмосферу, что приводит к парниковому эффекту и к глобальным изменениям климата. И последствия этих процессов очень трудно просчитать», — отметил ученый.
По его словам, в структуре института есть научно- исследовательская станция на острове Самойловский, в дельте реки Лены. Она расположена в высоких широтах — на 73-й широте. Сегодня там отмечается стабильное поведение вечной мерзлоты, но, тем не менее, ученые наблюдают тенденцию к потеплению.
Температурные датчики установлены в скважинах, которые пробурены на глубину в несколько десятков метров, приборы показывают изменения не только в верхней части разреза, что можно было бы связать с сезонными переменами, со среднесрочными тенденциями к потеплению, но и повышение температуры на единицы градусов на глубине порядка 30 м за последние 10 лет, сообщил Ельцов.
По его словам, это очень тревожная тенденция, которая говорит о глобальных изменениях в вечной мерзлоте. Так, возникнут некоторые потери суши из-за подъема Мирового океана. Придется развивать новые технологии строительства. При возведении зданий на вечной мерзлоте или при ее отсутствии нужны одни технологии, а в промежуточной зоне, когда за время существования сооружений происходит таяние мерзлоты, — совершенно другие.
«Но я не сторонник того, что нужно паниковать по поводу потепления климата. В далеком геологическом прошлом Земля успешно пережила периоды гораздо больших амплитуд климатических качелей. Были и периоды вулканической зимы, и периоды очень сильных потеплений — по сравнению с сегодняшними масштабами изменений климата, которые мы наблюдаем чуть больше 100 лет, это куда более глобальные процессы», — сказал ученый.
Следы более глобального потепления
В то же время, признал он, периоды глобального похолодания сопровождались вымиранием части живых организмов. Иногда эти цифры оценивают до 70% их гибели. На острове Самойловском в прошлом полевом сезоне были сделаны палеонтологические находки, которые говорят о том, что примерно 20 млн лет назад на территории полярной станции и прилегающих островов росли тропические растения. Обнаруженные отпечатки плодов магнолии и листьев платана показали, что там была территория с субтропическим климатом.
Подобные артефакты раньше находили на территории Европы, но отпечатки листа платана на 73-й широте — это уникальная находка. Она заставляет думать, что эта территория когда-то была реально субтропической в результате глобального потепления климата, и масштабы этого потепления несопоставимы с сегодняшними, отметил Ельцов.
«На мой взгляд, сейчас нужно больше внимания уделять изучению палеоклимата. Мы поймем, как наша планета вела себя в геологическом прошлом и как биота реагировала на эти изменения. Может быть, схемы приспособляемости растений и животных и понимание путей их миграции помогут нам приспособиться к изменениям климата. Бороться с данным явлением — не в силах человеческих, но правильно учесть эти тенденции, просчитать долгосрочные сценарии и учесть их в стратегических программах крупного промышленного строительства вполне реально», — сказал он.
Оригинал earth-chronicles.ru