Ледники мира к 2100 году могут растаять на 80%, но для главных водных артерий России это будет не катастрофично, пояснил гляциолог, член Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГИЭК) Станислав Кутузов.
Недавно МГИЭК опубликовала доклад, который касается состояния океанов и криосферы. В докладе прогнозируется развитие событий по двум сценариям. Согласно первому сценарию человечество начнет интенсивно сокращать парниковые газы и удержит темпы глобального роста температуры в пределах 1,5-2 градусов. По второму сценарию выбросы парниковых газов останутся на прежнем уровне, и температура вырастет более чем на 4 градуса. Второй сценарий предполагает сокращение площади горных ледников к 2100 году на 80%.
«Если говорить о стоке, то Россия в лучшей ситуации, чем жители тропических районов. Допустим, в Андах есть выраженные сухой и влажный сезоны. В сухой сезон ледники являются основным источником питания рек. У нас распределение осадков в горах более-менее равномерно, поэтому изменение стока за счет таяния ледников будет сглаженным», — сказал Кутузов.
Он отметил, что распределение стока все-таки меняется. Чтобы понять суть изменений, надо от глобальных выводов переходить к локальным, но общая схема — ледники активнее тают — сток повышается, но после того, как сток достигнет максимума, ледники становятся меньше по площади, и ледниковый сток начинает снижаться. Самое большое влияние таяние горных ледников окажет на города и населенные пункты, источником воды для которых были горные реки.
«Когда в долине ледник исчезает, то летом сток происходит только из осадков и грунтовых вод, то есть нет подпитки реки от ледника. Уже к 2050 году на Кавказе масса ледников сократится вдвое. Мы это уже наблюдаем. Например, Эльбрус потерял 23% своей массы за последние 20 лет с 1997 года», — уточнил Кутузов.
Ученый заявил, что питание крупнейших водных артерий России — Волги и Лены — происходит за счет таяния снега, выпадения дождя и грунтовых вод. «Чем вы ниже по течению от ледника, тем влияние на сток меньше. Доля ледникового питания существенна для Средней Азии, но занимает меньшую долю в питании рек Кавказа. Мы здесь в более выгодной ситуации», — добавил эксперт.
Оригинал earth-chronicles.ru