Циклы войны и мира
В мировой исторической науке есть любопытная теория: существуют достаточно жестко определенный циклы войны и мира. Вспыхивающие по всему миру конфликты и нарастающее противостояние центров силы заставляют задуматься, где и когда в очередной раз лопнет тонкая ткань мира…
Предшественниками изучения циклов войны и миры были ученые Эдвард Дьюи и Куинси Райт. В последнее время интерес к этой теме возобновился в связи с возможностью произвести компьютерное моделирование исторических процессов. Большие временные отрезки могут быть наполнены историческими событиями, а графики могут наглядно показывать различные взаимозависимости.
Строго говоря, существует великое множество теории временных циклов. Тема эта является очень популярной среди историков. Каждый ученый, претендующий на создание своей научной школы хоть краем, но пытается предугадать будущее, изучая закономерности прошлого. Самой известной теорией циклов является учение русского экономиста Николая Кондратьева. Именно он предположил и доказал наличие циклов экономического развития. Следуя известному постулату, что война вытекает из политики, как политика из экономики – можно предположить, что и видимые нами в повседневной реальности циклы экономического развития могут приводить к всплескам вооруженной борьбы.
Теорию циклов войны и мира развил британский ученый Тойнби. Он считал, что между пиками вооруженного противостояния в мире проходит 115-120 лет. Полный цикл, который состоит из прелюдии, войны, передышки, эпилога и мира по его мнению содержит жизни четырех поколений людей. Именно за этот период, по мнению историка, люди забывают об ужасах прошлой войны и допускают для себя возможность решения конфликтных вопросов военными средствами. Развивая его теорию, англичанин Томпсон выделил четыре цикла великих войн: голландско-испанские (с 1580 по 1609 год), войны Великого альянса (с1688 по 1713 годы, наполеоновские войны (с 1792 по 1814 годы) и мировые войны XX века (с 1914 по 1945 годы.
Социолог Валлерстайн думает, что интенсивность вооруженного противостояния зависит от циклов гегемонии одной нации. Он выделяет три таких цикла, начиная с позднего средневековья: нидерландский, длившийся с 1618 по 1672 год, британский, продолжавшийся с 1792 по 1896 годы и американский, который начался в 1914 году и длится по настоящее время. По какой-то причине Валлерстайн не выделил отдельно французскую гегемонию, связанную с правлением Наполеона. Внутри каждой такой гегемонии существуют три этапа: великая война, возвышение и гегемония одной из великих держав и ее падение.
Существует точка зрения, что экономические волны связаны с качественными скачками в информационном обмене. По мнению ученой Уитни-Смит за весь период существования человечества произошло шесть информационных революций: переход к сельскохозяйственной обработке земли, развитие письменности, падение Римской империи и начало Темных веков, появление книгопечатания, создание проводных каналов связи и последняя, которая происходит на наших глазах – цифровая. По ее мнению, последние три революции сначала приводили к экономическому буму, за которым впоследствии следовал неизбежный крах. Собственно и падение Рима можно отнести к отдаленным последствиям изобретения письма.
Однако в основном западные ученые рассматривали модель именно западной цивилизации. Сейчас, когда интернет объединил весь мир в одно тесное цифровое пространство. на теории циклов могут накладываться и противоречия в геополитике и культурные различия.
Тот же Тойнби выделяет в современном мире пять цивилизационных центров: западное, православно-христианское, исламское, индуистское и дальневосточное.
Впервые провести количественное сравнение западной и конфуцианской цивилизаций (то есть Запад и Китая) попытался Льюис Фрай Ричардсон. При этом выяснилось, что в те периоды, когда конфуцианство становилось преобладающей религией на территории Поднебесной – интенсивность боевых действий падала.
Ученый Ричард Хоскинс попытался напрямую связать экономические циклы и периоды войны и мира. В своей книге «Циклы войны, циклы мира», впервые изданной в 1985 году все основные военные противостояния в мире, финансовые крахи и экономические депрессии являются следствием банковской ростовщической деятельности. Ссуда под процент с пугающей регулярностью приводит к войне. Хоскинс исследовал 4 тысячелетия человеческой истории и везде находил зависимость начала войны от действий ростовщиков. Он выделяет 50-и летние циклы мировой истории. Ученый пишет, что существует неразрешимое противоречие между конченым количеством денежной массы и теоретически бесконечным сложным банковским процентом. По его мнению войны начинаются в качестве меры отчаяния, чтобы спасти экономику от последствий дефляции, вызванной ростовщичеством. Хоскинс предсказал напряженность в арабском нефтедобывающем мире, массовую консолидацию банковского сектора и рост иммиграции. В его прогнозах есть и массовый крах фондового рынка, гонения на инакомыслящих, разгул гражданского неповиновения, религиозное возрождение и в конце концов покорение Соединенных Штатов иностранными армиями. По сведениям СМИ последнее издание книги Хоскинса в 1991 году было практически полностью скуплено неизвестным консорциумом.
Источник vizitnlo.ru