21
ТК НЕЗЫГАРЬ
Ноябрьский кадрово-организационный маневр Мишустина вызвал разные оценки в СМИ и экспертном сообществе.
Некоторые источники выдали шлейф суждений с общим знаменателем — это все бесполезно, сложившуюся схему движения бюджетных и привлеченных ресурсов не поломаешь.
Да к тому же и будет сотворен рукотворный хаос, когда на конструкцию под названием ВЭБ, и без того не блещущую устойчивостью,вывалят десяток разнородных структур.
Другая группа мнений — Мишустин не довел дело до конца, заменив четыре десятка ИР двумя десятками, не изменив принципы их деятельности и не сформировав ядро научно-технологического обновления экономики.
На основе этих вбросов можно делать выводы, как реформы Мишустина-Белоусова влияют на расстановку околовластных кланов, которые вынуждены корректировать свои перспективы в период трансфера власти.
- Премьер Мишустин попробовал совершить переформатирование интересов «Семьи», путем их встроенности в новую ситуационную конструкцию с целью отказов от поддержки Медведева и московской партии.
Практически все институты развития (исключая системные) находились под контролем Семьи и близких им групп влияния.
Теперь конструкция изменилась. Интересы Семьи сохранены, но их возможности урезаны.
Формальное повышение статуса Игоря Шувалова до уровня условного первого вице-премьера «по инновациям» не может компенсировать потерю «семейного» контроля над активами.
Компетенции Шувалова и его возможности сохранить прежние схемы вывода бюджетных средств на частно-корпоративные счета жестко ограничены контролем бывшего налоговика Григоренко, председателя набсовета ВЭБа.
Учитывая бюджетное и внебюджетное финансирование переданных в ВЭБ ИР в размере около 500 миллиардов рублей в год можно оценивать уровень финансовых потерь клана в размере примерно 100 миллиардов рублей в год чистого и «теневого» доходов.
Символично, что реорганизация ИР была проведена сразу после прихода к власти Демпартии.
«Семья» в лице Шувалова легитимизировало свой статус в новой конструкции власти и подтвердила свои полномочия.
Семья встроена в правящую конструкцию через ВЭБ, Яндекс и МГУ.
Однако близкие к Семье группы влияния (Греф, Фридман), не теряющие надежды вписаться в международные рынки «Pax Americana», получили сигнал о необходимости корректировать свои действия в соответствии с приоритетами, определяемыми Ковальчуками-Мишустиным.
- Получили гандикап с перспективой осваивать зачищенное экономическое пространство Ковальчуки и их политические партнеры (Кириенко, Кудрин), а также Володин, ситуативный союзник по антимедведевской повестке.
В результате ревизии высвободившиеся ресурсы, а также инновационная тематика могут быть переданы в структуры Ковальчуков (академические институты, информационные направления) и Росатом с сопряженными высокотехнологичными отраслями.
Володин будет выведен из-под информационных ударов «семейных» и приобретет дополнительные шансы сохранить статус-кво.
Ковальчуки получат приоритет, выстраивая отношения с «семейными», что даст им возможность ослаблять клан Ротенбергов в конкурентном противостоянии по инфраструктурному направлению.
- Греф и близкое к нему либеральное лобби в этой ситуации остаются практически в одиночестве. Претензии главы Сбера на создание глобальной экосистемы остаются без материальной и организационной подпитки, которую он получал через ИР.
А его поддержка и реализация рекомендаций МВФ и Всемирного банка может встретить активное противодействие национально ориентированного олигархата (Ковальчуки, Сечин, Дерипаска).
- Однако главным бенефициаром является Мишустин.
Он, оставаясь «равноприближенным» ко всем кланам, получил возможность через ВЭБ и своего куратора Григоренко регулировать отношения между ними и снимать (или обострять) взаимные материальные претензии и попытки перехватить или сохранить финансовые потоки.
Шувалов при этом будет играть более техническую роль с некоторой свободой действий, ограниченной не принципиальными суммами.
Учитывая логику предыдущих действий Мишустина, можно предполагать, что эволюция ИР не заканчивается.
Из аналитической записки:
- Необходимость реформировать ИР была обоснована помимо прочего многочисленными злоупотреблениями, нецелевым использованием бюджетных ресурсов и нулевой эффективностью при реализации национальных целей.
Таким образом в ВЭБ были переданы структуры, которые на банковском сленге именуются «мусорными активами».
А Шувалову предоставлена возможность разбираться с последствиями политики, которую он по согласованию со своими единомышленниками-либералами проводил, будучи первым вице-премьером, много лет.
- В ходе обязательной при смене статуса ревизии этих активов неизбежно возникнут поводы для возбуждения уголовных дел в отношении менеджмента ИР.
Во многих случаях — с признаками рецидива. Это будет весьма эффективным средством, чтобы сдерживать политические амбиции «старосемейных», расчищая путь более эффективным управленцам.
- Такой вариант развития событий был спланирован Мишустиным еще в начале сентября, когда председателем наблюдательного совета ВЭБ стал вице-премьер Дмитрий Григоренко.
Он прошел все ступени налоговой службы, в связях с олигархическими кланами не замечен и обязан своей карьерой исключительно Мишустину.
Как председатель набсовета Григоренко не несет ответственности за конкретные экономические решения, но имеет полномочия контролировать и блокировать любые действия Шувалова.
Следовательно, Мишустин получил контроль над активами и оргструктурами, ранее находившимся под влиянием околовластных олигархических группировок либерального окраса.
Учитывая особенности делового стиля Григоренко («Волкодав» по прежнему месту службы), можно уверенно прогнозировать, что Шувалов будет действовать в жестко определенной парадигме, став, по существу, своего рода конкурсным управляющим по передаче проблемных активов под контроль государства с минимальной возможностью монетизировать эти операции.
Неформальный статус Григоренко возрастает до позиции второго человека в Правительстве.
- После того, как Шувалов очистит ИР от проблем, долгов и неэффективного и вороватого управленческого аппарата, Григоренко через цифровизацию ужмет реформируемые институты развития до высокотехнологичных организационных ядер — генераторов инноваций.
- По публичной активности в СМИ и общественных институтах можно будет судить, какие околовластные кланы пострадали в результате реформ Мишустина и делать выводы о характере и наполнении контрдействий.
Источник vizitnlo.ru