58
Владимир Винников, заместитель главного редактора газеты Завтра, специально для Незыгаря.
Лозунг Байдена и Со — «Америка возвращается!» Она не возвращается — она уже вернулась.
В том числе — на Ближний Восток, по-прежнему «главный болевой узел» современного мира.
Нет, по большому счёту, она оттуда никуда и никогда не уходила. Но при Трампе американские приоритеты расставлялись абсолютно иначе. Главной заботой 45-го президента США (вернее, тех, кто за ним стоял) после величия Америки
было величие Израиля.
Все остальные претенденты на местное ближневосточное величие: Иран, Турция, Саудовская Аравия и Египет, — бесцеремонно задвигались им на второй план.
Трамп вышел из «ядерной сделки» с Ираном. По его приказу был убит генерал КСИР Касем Сулеймани. Трамп запрещал туркам атаковать сирийских курдов.
Он модерировал конфликт в Ливии, где враждующие стороны пользовались поддержкой, соответственно, Каира и Анкары.Он дал добро специалистам ЦРУ на пытки и конфискацию имущества членов саудовской королевской семьи от имени принца Салмана, взамен закрыв глаза на дело об убийстве оппозиционера Джамаля Хашогги в здании консульства КСА в Стамбуле.
Байден (вернее, те, кто за ним стоят) — не таков. У него иная программа.Он приказал нанести удар по позициям проиранской «Хезболлы» в Сирии, предупредив Россию об этой атаке всего лишь за пять минут до её начала. После чего посоветовал Ирану «быть осторожнее».
Чего это касалось — заявленного вступления Исламской Республики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), ядерной программы Тегерана или ударов по американским военным объектам, — сказано не было.
Он снова вытащил на свет убийство Хашогги. И при нём — это стоит отметить отдельно — резко обострился внутриполитический конфликт в Армении, инициатором которого выступил явно проамериканский премьер-министр этой страны Никол Пашинян.
Его конфликт с армией, прежде всего — с начальником генштаба Оником Гаспаряном, ставит под угрозу выполнение соглашений 10 ноября 2020 года по Нагорному Карабаху.
И, соответственно, создаёт риски возобновления армяно-азербайджанского конфликта уже на межгосударственном уровне. Показательно, что личный друг дома Виндзоров, президент Армении Армен Саркисян не стал подписывать указ об отставке Гаспаряна, тем самым придав дополнительный импульс внутриполитическому конфликту в Ереване.
Всё это создаёт самые благоприятные условия для роста турецких геополитических амбиций, толкает Реджепа Эрдогана на дальнейшее продвижение пантуранского и паносманского проектов. А также на разрыв союза с Москвой и возобновление конфликта с Тегераном.
По сути, Америка Байдена хочет добиться того, что не успел Обама — столкнуть между собой Турцию и Россию.
Только в 2016 году этого хотели добиться путем военного переворота и свержения Эрдогана, а в 2021-м — его поощрения, вплоть до прямого финансирования, и подталкивания в нужном направлении.
Впрочем и сам Эрдоган своими действиями (поддержка Украины в «крымском
вопросе», фактическая денонсация конвенции Монтрё 1936 года с созданием «второго Босфора», усиление влияния в Азербайджане и Грузии) явно идёт навстречу Байдену и Ко.
Переоценивать возможность реализации и опасность подобного сценария вряд ли стоит. Но и недооценивать их или вообще упускать из виду категорически нельзя.
Источник vizitnlo.ru