«Золото партии» (1)

1

Золото партии

НЕЗЫГАРЬ

Владимир Винников, писатель, для Незыгаря. «Золото партии».

Из множества событий 1960-х годов, как из разрозненных кусочков гигантского паззла, сегодня очень трудно собрать более-менее цельную картину — тем более, что многие исходные элементы к настоящему времени просто удалены, а многие — заменены совершенно иными.

Причем данный процесс длится и поныне, поэтому за полную достоверность всех деталей и фактов ручаться нельзя. Но общую канву и сюжет никуда не спрячешь.

12 апреля 1961 года. Космический полёт Юрия Гагарина вызвал шок во всём мире. Намного больший, чем запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года. Пожалуй, самый большой и при этом негативный шок испытали в США.

Тогда главной стране «свободного мира», находящейся на пике своего процветания и могущества, с молодым и харизматичным Джоном Кеннеди (JFK), только что ставшим 35-м по счёту «хозяином» Овального кабинета в вашингтонском Белом доме. Шок многократно усилился после того, как 15-17апреля 1961 года полностью провалилась попытка американского вторжения на Кубу с целью свержения Фиделя Кастро.

В течение месяца Кеннеди провёл ряд совещаний, настоящих «мозговых штурмов», на которых решался целый комплекс проблем, связанных с новым советским вызовом, и космическая тема была там лишь «одной из», но далеко не последней.

В послании Кеннеди Конгрессу от 25 мая 1961 года говорилось: «Если мы намерены выиграть битву, которая сейчас идет во всем мире между свободой и тиранией, то для нас должно быть совершенно ясно, что драматические достижения в космосе, которые случились в последние недели, как и запуск спутника в 1957 году, оказывают серьезное влияние на умы людей повсюду в мире — на людей, которые пытаются сделать выбор, какой дорогой им идти дальше».

Это сказано через 43 дня после полёта Гагарина и через 20 дней после срочно организованного (или заявленного — уже здесь приходится верить американцам на слово и на представленные ими видеосъёмки) 15-минутного «прыжка» Алана Шепарда на высоту 187,5 км, названного миссией «Mercury-Redstone 3».

Шепард, в ходе этого прыжка при помощи ракеты-носителя Redstone-MRLV поднявшийся чуть выше перигея, т.е. нижней точки орбиты, полёта Юрия Гагарина (175 км) был тут же объявлен первым американским астронавтом («звездоплавателем»), хотя до звёзд что тогда, что сейчас, 60 лет спустя,

человечеству, мягко говоря, далековато.

Но за амбиции, что дороже денег, всегда приходится платить.

Ещё через 10 дней, 4 июня 1961 года, в Вене состоялась встреча Джона Кеннеди с советским лидером Никитой Хрущёвым.

Обсуждались ли на её закрытой части «космическая» проблематика, неизвестно. Но личный контакт на высшем уровне был установлен и затем активно поддерживался.

В том числе с американской стороны — через Роберта Кеннеди, младшего брата Джона, и на тот момент генерального прокурора/министра юстиции США.

А через год с небольшим, 12 сентября 1962 года, буквально накануне Карибского кризиса, американский президент выступил в Хьюстоне со своей знаменитой «лунной речью», где категорически заявил: «Все взгляды сейчас устремлены в космос, к Луне, к окружающим нас планетам. И мы хотим, чтобы там реял флаг Соединенных Штатов, символ свободы и мира, а не знамя наших врагов… Да, мы решили покорить Луну, причем именно в этом десятилетии. Это цель не из легких, но тем лучше: такое испытание позволит нам выложиться по максимуму, показать, на что мы способны, реализовать всю нашу мощь. Это вызов, который мы готовы принять здесь и сейчас. И мы рассчитываем только на победу!»

продолжение

Источник vizitnlo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *